Герой обложки восьмого выпуска, знаменитый кинетический скульптор из Нидерландов, харизматичный Тео Янсен, рассказывает о своих будоражащих воображение «пляжных зверях» и о том, как они делают его счастливым.
По-голландски пунктуальный Тео Янсен подключился к Zoom раньше назначенного времени у своего монитора, пока редакция ST.ART готовилась к встрече и желала друг другу доброго утра. Делать все это нам пришлось уже вместе с художником, и выглядел он, кстати, самым бодрым и собранным, несмотря на разницу во времени в два часа. Широкая, добрая и мягкая улыбка на фоне потолка, куда была направлена камера (это так по-европейски – направлять камеру в потолок, точно не для скрывания творческого беспорядка) встретила нас, и с первых секунд от этой атмосферы по ту сторону экрана здесь стало менее нервно, и даже почти спокойно. Улыбка Тео Янсена необыкновенно непосредственная, как у разбуженного ребенка, одна из тех заразительных, на которые трудно не ответить такой же улыбкой.
То, что окончательно располагает вас к этому человеку – это его тонкое чувство юмора, им он не устает пользоваться.
Среди прочих вопросов мы задали один – от студентов Академии Художеств – о том, как, по мнению Тео, можно стать знаменитым. «Sexy legs», – без тени сомнения ответил художник, обозначив главный талант.
Вместе с этим, в той же лёгкой форме он пускается в рассуждения на темы куда более сложные и важные для современного искусства, от причастности которому, впрочем, открещивается, называя себя инженером. Его волнует проблема экологии, столь остро стоящая на родине художника, и отношение людей к природе. По твердому убеждению Янсена, художник, как и инженер, призван деятельно влиять на общество, задавая векторы, ставящие человека выше технологий и техники.
«Раскалывай сложное на простые элементы и анализируй близкий к тебе мир», – так можно сформулировать метод художника.
Тео близка природа, особенно море и пляж, а также физика, которую он изучал в университете Делфта. Во время учебы в университете он начал работать с полимерными трубами, которые позже использовал для создания своих животных. Первой его работой было «НЛО», повисшее в небе над Делфтом, которое не оставило равнодушным ни одного жителя. Этот арт-объект навел в городе шуму, про юного изобретателя тогда писали местные газеты, добавляя красок и паники. Пишут и сегодня, спустя более тридцати лет, когда в Kunstmuseum Гааги открывается новая выставка художника, уже ставшего мировой знаменитостью. Тео выставляет свои скульптуры в музеях по всему миру, в том числе и в России, а однажды стал приглашенной звездой в эпизоде культовых Симпсонов (28 сезон 10 серия). На полном серьезе характеризуя свою практику как деятельность инженера, а не художника, Тео Янсен все же предпочитает выставлять свои скульптуры именно в художественных музеях, чтобы люди смотрели на них через призму искусства, с готовностью философствовать и рассуждать о жизни, а не только удивлялись технической сложности его механизмов. Всё дело в контексте, который накладывает выставочная площадка.
Вот уже более 20 лет художник создает движимых ветром «пляжных зверей» (нидерл. Strandbeest; strand = пляж; beest = зверь). Это огромные, состоящие из множества труб кинетические скульптуры, механизм которых совершенствуется из года в год. Каждый новый вид «животных», «выведенный» Тео Янсеном, умеет распознавать воду и тип грунта, огибать препятствия, а при приближении шторма «прижиматься» к земле. Кинетические скульптуры, созданные на стыке инженерии и искусства, могут не только самостоятельно перемещаться, но и реагировать на окружающую среду, выживать и эволюционировать. Тонкие и трудоемкие скульптуры поражают воображение, а сам изобретатель скромно признается, что в его работах нет никакой креативности, ведь он просто поддается материалу. В то же время, о своих животных Янсен говорит в концепции эволюции и считает себя их прародителем. Среди людей, повлиявших на Тео, на первом месте стоит Ричард Докинз, а конкретно – его «Слепой часовщик» – книга о долгой и кропотливой работе эволюции, в которой нет места случайности. Высокоорганизованную сложность, как в творениях самой природы, замечаешь в работах Тео, этим они и восхищают.
Казалось бы, технологию создания уникальных механизмов нужно запатентовать и заботливо, как многотрудное детище, держать в секрете, гордясь их неповторимостью, однако, художник считает по-другому. Отец он совсем неревнивый, и, выложив на сайт все этапы создания «зверей», он искренне радуется, когда творцам со всего мира удаётся усовершенствовать их изначальный «ДНК» и создавать новые виды, которые Тео иногда считает более удачными, чем свои собственные. Даже когда речь заходит о плагиате и нелегальной продаже игрушек по его чертежам, он не борется за справедливость и соблюдение авторских прав, ведь «так жалко тратить ценное время на бюрократические тяжбы».
Тео Янсен – это яркий пример человека, нашедшего любимое дело, ставшее его жизнью. Он называет себя самым счастливым человеком на свете, потому что он каждое утро может сесть на велосипед, проработать целый день на пляже и быть вовлечённым не только в процесс глобальной эволюции, но и создавать её каждый день у себя мастерской.