Арт-рынок Китая

8 января 2023 года Китай открыл свои границы после трёхлетнего периода ограничений, связанных с пандемией. Возобновление работы художественных галерей, ярмарок, фестивалей, аукционных домов, музеев и иных арт-пространств способствовало оживлению культурной и художественной активности страны – и, как следствие, привело к восстановлению глобальных связей для китайского арт-рынка. 

В марте этого года давние партнеры – финансовый холдинг UBS и сеть арт-ярмарок Art Basel – опубликовали отчет о состоянии рынка искусства на 2023 год. В нем, помимо всестороннего макроанализа международного арт-рынка, был представлен точечный анализ арт-рынка Китая, подготовленный тремя выдающимися фигурами в этой сфере: директором Института экономики культуры Китайского народного университета Хуан Цзюнь (Dr. Huang Jun),  руководителем программы Академии искусств Университета Цинхуа Чжан Жуй  (Dr. Zhang Rui) и научным консультантом по китайскому арт-рынку Северо-Западного университета Китая Чжан Сяомин  (Zhang Xiaoming).  

Согласно данному отчету, в 2023 году Китай занял второе место в рейтинге крупнейших арт-рынков мира, опередив Великобританию и уступив только США. Продажи на китайском арт-рынке выросли на 9% и составили 12,2 миллиарда долларов (см. рис. 1). Первоначальный рост аукционных продаж был обусловлен отложенным покупательским спросом после отмены Пекином ограничений, вызванных эпидемией COVID. Однако во второй половине года он практически прекратился в связи со “слабыми перспективами быстрого экономического роста,  а также сохраняющимися проблемами на рынке недвижимости, глобальной нестабильностью и демографической ситуацией в стране”.

Рисунок 1. Рейтинг стоимости рынка искусства по странам в 2023 году (Источник: www.statista.com)

И все же, несмотря на определенные трудности в мировой экономике и локальные военные конфликты, китайский рынок искусства показывает все признаки восстановления. 

Коллекционеры Поднебесной

Первые аукционы по торговле предметами искусства в Китае начали проводиться еще в начале 90-х годов в Пекине и Шанхае. Тогда больше половины покупателей составляли иностранцы, сейчас же  граждане КНР представляют до 80 % от их числа. Изменились и тенденции в заключении самих сделок. Если раньше дорогие лоты были объектом конкуренции между иностранцами, а китайские коллекционеры соревновались между собой лишь в среднем и нижнем ценовых сегментах, то теперь самые дорогие экспонаты все чаще становятся объектом интереса собственно у китайских покупателей, проживающих не только в Китае, но и за его границами.

Пожалуй, самые известные коллекционеры Поднебесной — это супружеская пара Ван Вэя (Wang Wei) и Лю Ицянь (Liu Yiqian). Эта пара прославилась своими баснословно дорогими приобретениями, среди которых первое место почетно занимает “куриная” фарфоровая чашка династии Мин за рекордные 36 млн долларов. 

Николас Чоу (Nicolas Chow) Председатель совета директоров Sotheby’s в Азии демонстрирует “куриную” фарфоровую чашку династии Мин на торгах в Гонконге 8 апреля 2014 года.

Ван Вэй и Лю Ицянь собирают одну из лучших частных коллекций предметов не только современного искусства, но и традиционного китайского искусства. “Для меня коллекционирование — это прежде всего процесс познания искусства. Сначала вы должны его полюбить. И только после этого вы сможете его понять”, — сказала Лю в интервью газете The New York Times в 2013 году.

Коллекционеры Лю Ицянь и Ван Вэй 

Согласно отчету UBS & Art Basel, в условиях меняющейся экономической ситуации на арт-рынке заметно увеличилось число коллекционеров, которые избавляются от своих коллекций с целью привлечения средств, а крупные коллекционеры, включая Ван Вэя и Лю Ицянь, выбирают менее рискованные стратегии по покупке новых произведений. В целом, коллекционеры скорее предпочитают выжидать и наблюдать за тем, как развивается рынок, чем совершать импульсивные сделки.

Аукционы

Данные крупнейших аукционных домов за 2023 год (среди них Christie’s, China Guardian и Poly Auction и др.) показали, что прибыль от аукционов, проведенных во второй половине года, не смогла достичь уровня, заданного аналогичными аукционами в начале года. Процентное снижение общей прибыли к концу года составило внушительные 38%. В результате исследование Китайской Ассоциации Аукционистов (прим. CAA, The China Association of Auctioneers) показало, что общий рост продаж с 2022 года оказался всего лишь умеренным — всего 6%.

Крупнейшим сектором остаются китайская каллиграфия и живопись: на них приходится 54% от общего объема продаж, что на 5% больше, чем в 2022 году. Заметен также рост интереса к рукописям от китайских историков, филологов и писателей — их продажи увеличились на 113% по сравнению с предыдущим годом. на осеннем аукционе West Lake Seal Society’s за 32 миллиона юаней (4,5 миллиона долларов) была продана коллекция из более чем 700 рукописей авторства известных китайских ученых и мыслителей (среди них — Ван Говэй, Чэнь Инькэ и др.).

Кроме того, средняя цена за лоты, проданные на аукционах в 2023 году, оказалась значительно ниже, чем в допандемийный 2019 год.  Многие произведения продавались по начальным ценам или близким к ним, что свидетельствует об осторожном поведении коллекционеров. 

Стоит отметить, что 90% произведений, проданных в 2023 году значительно выше своей начальной цены, принадлежат кистям ныне почивших художников (Чан Юй (Sanyu), Чжао Уцзи (Zao Wouki), Сюй Бэйхун (Xu Beihong), Ву Гуаньчжун (Wu Guanzhong) и др.).  Картина авторства Чан Юя “Женщина на таписе” (1929) была продана на аукционе Christie’s за 24,2 миллиона долларов, установив рекорд года в категории “Искусство периода модерн”, а 30 работ авторства Ву Гуаньчжуна были проданы за сумму более 1 млн долларов.

Sanyu, Femme nue sur un tapis (“Женщина на таписе”), 1929

В целом, аукционный рынок Поднебесной переживает заметное сокращение влияния, поскольку на китайском арт-рынке наблюдается явный сдвиг в сторону локализации. Создаются небольшие местные ярмарки, которые становятся все более привлекательными для китайских галерей и широкой аудитории коллекционеров. 

При этом региональные арт-ярмарки продолжают активно развиваться не только в крупнейших городах типа Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, но и в городах, где ранее не наблюдалась активная арт-сцена — например, в Чэнду, Нанкине, Ханчжоу. 

Неудивительно, что по итогам 2023 года совокупная прибыль от проведенных в Китае арт-ярмарок составила 31% от общего оборота арт-рынка (см. рис 2).

Рисунок 2. Продажи на мировых аукционах по странам.

Итоги и прогнозы 

Если говорить о перспективах развития китайского арт-рынка в 2024 году, то картина выглядит не вполне однозначно. 

Согласно докладу Международного валютного фонда, в связи с рядом неопределенностей ожидается замедление темпов роста китайской экономики до 4,6 %.  Среди факторов, которые могут препятствовать дальнейшему росту, острее всего стоят проблемы на китайском рынке недвижимости, вызванные избытком предложения, изменениями в законодательстве и общей экономической нестабильностью. 

Кроме того, эксперты отмечают такие негативные факторы, как снижение рождаемости, сохраняющееся дефляционное давление и изменение потребительских настроений. Все эти проблемы усугубляются эскалацией геополитической напряженности и нестабильностью внутреннего финансового рынка. В то же время китайский арт-рынок демонстрирует определенную ликвидность и устойчивость даже в условиях неблагоприятных экономических факторов.

Вообще, китайский арт-рынок, которому исполнилось немногим более 30 лет, представляет собой уникальное с точки зрения рыночных отношений явление. В отличие от западного арт-рынка, который накапливал  инвестиционный капитал на протяжении многих поколений, китайский арт-рынок более подвержен колебаниям из-за своей молодости и быстрых темпов экономических изменений в стране. Кроме того, уязвимость нового капитала перед лицом внезапных экономических колебаний может препятствовать самому восприятию искусства в качестве инвестиции.

В результате, кризис 2023 года в китайской сфере недвижимости, заставивший инвесторов обратить внимание на более ликвидные активы, такие как искусство, с одной стороны продемонстрировал стабильность китайского арт-рынка, но с другой — его подверженность спекулятивным колебаниям.

Источники:
The Art Basel & UBS Art Market Report 2024 By Arts Economics.
Ji Tao, ‘Review: Was the Mainland Chinese Art Auction Market Hot or Cold in 2023?’ Art Market Journal, 2024.
Yu Zhao, Jinsheng Yu, and Yaoping Wang, ‘Review of Fifteen Auction Companies 2023’. Beijing: China Association of Auctioneers, 2024.

Share