Интервью с молодым петербургским художником Сергеем Колосовым о пути в творческой среде, работе со стеклом, признании и деньгах.
Расскажи немного о своём пути. Как ты стал художником?
С 1-го по 9-й класс я учился в художественно-эстетическом лицее № 581, и, естественно, все вокруг очень хорошо рисовали. Первые порывы были к граффити. В 2001 году мои друзья организовали граффити команду WAC («wild alcoholik crew» существует по сей день, настоящий андеграунд), но себя найти в граффити я не смог. Позже интерес к искусству вернулся, но уже к экспериментам в живописи. В 2006 всё с теми же друзьями мы организовали группу PSY.X.SISTEM, нас было 6 человек, творили дичь. Первая выставка проекта состоялась в 2007 году в клубе «Грибоедов». До 2011 года мы вели активную выставочную деятельность, после 2012 года я уже двигался один.
В 2011 году я реализовал мой самый большой проект — выставку-акцию «21 грамм», в которой участвовало более 30 авторов. Организацией мы занимались совместно с Русланом Kengie и Антоном Чумаком.
В 2013 году состоялась моя первая персональная выставка «Свободное падение» в галерее открытой студии «Кухня», находящейся на улице Белинского.
Вообще, много чего было, но самая главная мысль: «Если бы я сам не занимался организацией выставок, думаю, далеко бы не уехал».
Где находится твоя мастерская?
С 2020 года базируюсь в резиденции «Непокорённые». Находимся мы по адресу: проспект Непокорённых, 17. В резиденции 10 мастерских и своя галерея. Очень атмосферное место с богатой 17-летней историей, а уж сколько именитых художников через эти стены прошли, боюсь даже считать.
Как рождаются твои работы: от первоначальной идеи до готового объекта?
Это всегда происходит вспышками. Появляется идея, и тут же начинается мыслительный процесс о ее реализации, если, конечно, успел зацепиться за вспышку. Такие моменты нельзя упускать. Так как работы по большей части абстрактные, всё зависит от внутреннего состояния. Исходя из этого, работа видоизменяется.
Ты работаешь в разных направлениях: живопись, скульптура, даже видео-арт. В последние несколько лет твои идеи находят отражение в объектах из стекла. Почему именно стекло? Как ты к этому пришёл?
Вот это как раз одна из вспышек, за которую я успел зацепиться и до сих пор работаю с ней.
Стекло пришло совершенно случайно.
Начиналось всё с серии объектов, в которых я зажимал между двух стёкол различные предметы, скоропортящиеся в основном, и наблюдал за получаемым рисунком. Мог бы я тогда подумать, что это приведёт меня к битым лампочкам. Идея пришла мгновенно и не оставила места ни для чего другого, захватила меня полностью. И самое интересное, она была не одна, а с полным технологическим процессом, видимо, кто-то прислал.
Какие есть сложности в работе со стеклом? Помимо очевидных — можно порезаться.
Стеклянная заноза, а для всего остального существуют перчатки.
В моём случае сложность — это постоянная борьба за чистоту стекла. Если сравнить первые работы и то, что я делаю сейчас, это, конечно, небо и земля, как минимум с технической стороны. Весь технологический процесс я совершенствовал сам, методом проб и ошибок, а уж сколько я разбил работ, пока понял, как с этим всем работать, — не сосчитать. А попробуйте удалить клеймо со старой советской лампочки, сколько, интересно, вам понадобится времени? Мне примерно год понадобился.
В моём случае сложность — это постоянная борьба за чистоту стекла.
В одном из своих интервью ты говоришь: «Большую часть жизни я размышляю на тему влияния времени на тело и сознание. В более поздних работах рассуждения обращены к структуре времени: имеет ли оно форму и оболочку? Что несёт в себе переход из прошлого в будущее через настоящее?» Ты можешь на примере одной своей работы объяснить эту идею времени?
Я считаю, что у времени есть структура, например, как у воды, это просто недоступно нашему глазу.
Ну вот я осмелился предположить, как оно выглядит, именно тонкое битое стекло максимально передаёт хрупкость момента времени. Мы не ценим момент «здесь и сейчас» и, по большей части, живём будущим или прошлым, а именно это мгновение несёт в себе максимальную значимость. От нашего решения или восприятия мира вокруг сейчас зависит наше будущее и возможность на сохранение прошлого.
Может ли в процессе работы над проектом измениться градус изначальной концепции? Почему это происходит?
Если говорить про мои абстрактные работы, то может всё измениться, так как я постоянно их переворачиваю. В большей части работ я придерживаюсь первоначальной идеи. Конечно, в процессе экспериментов находишь что-то, и это меняет первоначальный вектор.
Сколько стоят твои произведения?
Если говорить про серию из стекла, например «Портреты», то цены начинаются от 80 000 ₽, кубики — от 120 000 ₽. Самая дорогая пока работа была продана за 500 000 ₽.
Покупать мои работы начали относительно недавно, последние 3 года. Раньше всё, что я зарабатывал от других видов деятельности, вкладывал в искусство и даже особо не надеялся, что начну продаваться, мечтал, конечно, об этом, но для меня было важней цивилизованное высказывание. Если считать от первой выставки в 2007 году, то за 13 лет я продал пару работ, но это меня не остановило. Я даже как-то раз пытался завязать, не получилось.
Предположим, я — начинающий художник с академическим образованием и пылким желанием получить признание и деньги. Всё замечательно, за исключением одного — в кармане у меня 7 тысяч 500 рублей, и этого едва хватит мне на краски и подрамник. Что делать? С чего начать? Какой совет ты бы мне дал?
Найдите ближайший магазин «Ткани», купите самый дешёвый лён. Следующая остановка — строительный магазин. Там берём клей ПВА и белила, доски и идём колотим себе подрамник, натягиваем лён и грунтуем. И так повторяем при каждом появлении денег. Вот такой рецепт успеха. У меня было именно так.
Кто покупает твои произведения? Как ты можешь описать “своего” коллекционера?
По большей части я не знаком с теми, кто покупает мои работы, так как в основном продажами занимаются галереи, но из-за специфики моих работ периодически я всё же знакомлюсь с покупателями, при монтаже. Они, конечно, совсем разные, по большей части это люди, уже живущие с искусством.
Над каким проектом ты сейчас работаешь?
Я продолжаю работать со стеклом, довожу до идеала свои кубики. Также параллельно продумываю большую «портретную» серию, экспериментирую с графикой и готовлю совершенно новый проект. Возможно, всё успею в этом году.
Интервью: Майя Лунгул