«Это был самый захватывающий проект из всех, над которыми я когда-либо работал», — так прокомментировал художник Дэмиен Хёрст свой проект The Currency (прим. от англ. ‘валюта’). В 2016 году он создал 10 000 картин на бумаге формата А4, на которых изображались разноцветные точки, нарисованные вручную. В рамках этого проекта предполагалось создание “новой формы денег” из искусства. Покупателям предоставлялась возможность приобрести постоянную цифровую копию физических картин в виде NFT по цене 2 000 долларов за штуку, а затем им предлагалось выбрать, оставить токен себе или обменять его на физическую работу. Для тех покупателей, кто выбрал NFT (таких оказалось тысячи), соответствующие работы на бумаге были сожжены Хёрстом в его галерее на Ньюпорт-стрит в Лондоне.
Первые торги принесли Хёрсту около $18 млн. «Проект The Currency состоит из 10 000 NFT, каждый из которых соответствует единице уникального физического произведения искусства, созданного мной в 2016 году», — говорил Хёрст.
Вот только, как оказалось позже, созданного не им и даже не в 2016…
В репортаже The Guardian сообщается, что по меньшей мере 1000 работ были выполнены в период с 2018 по 2019 год, причем не Хёрстом лично, а десятками других художников, нанятых его компанией Science Ltd в двух студиях в Англии — в городах Глостер и Лондон. Один из источников назвал эти художественные студии «конвейерной линией Генри Форда».
The Guardian удалось найти художников из тех самых “конвейерных линий”. И некоторые из них заявили, что за этот двухлетний период по заказу Хёрста было создано намного больше произведений: «Речь идет о нескольких тысячах картин из серии The Currency». Продажа этих произведений осуществлялась через онлайн-платформу Heni, которая находилась под управлением бизнес-менеджера Хёрста — т.е. по сути самого Хёрста. По словам одного коллекционера, который при покупке выбрал вариант получения физической картины вместо NFT, когда он забирал работу из штаб-квартиры Heni в элитном районе Лондона Сохо, ему не выдали сертификата подлинности. При этом в этот же день NFT с работой был удален из его мета-кошелька, а все ссылки на электронную почту, включая ссылку на квитанцию, исчезли.
Традиционно принято считать, что даты, приписываемые произведениям искусства, относятся к году их завершения. Хёрст и онлайн-платформа Heni неодноратно подтверждали дату создания выставляемых ими работ. Каждая картина была помечена микроточкой, тисненым штампом подлинности и написанными карандашом названием, датой и подписью на обороте.
Удивительно, но адвокаты Хёрста и его компании Science Ltd, к которым обратились за комментариями, не стали оспаривать тот факт, что 1000 картин, которые, по словам художника, датируются 2016 годом, на самом деле были написаны несколькими годами позже. По их заявлениям, для Хёрста это “обычная практика” — датировать свои работы не по времени их окончания, а по по времени их начала или зарождения их идеи. «Художники имеют полное право быть (и часто бывают) непоследовательными в датировке своих работ», — заявили они тогда The Guardian. Представители художника никак не прокомментировали возможность того, что Хёрст выдал за свои работы произведения, созданные руками других художников.
Это не первый скандал, в котором был замечен Хёрст. В марте адвокаты художника комментировали схожую ситуацию, когда в ходе расследования The Guardian выяснили, что скульптуры из формальдегида, которые являются визитной карточкой Хёрста и датируются его компанией 1990-ми годами, на самом деле были созданы в 2017 году. Но как бы там ни было, вопрос с датировкой никак не повлиял на стоимость картин Демиена Хёрста. Согласно данным онлайн-платформы Artnet, на сегодняшний день около 100 произведений из цикла «The Currency» (все с датой создания в 2016 году) были успешно перепроданы на аукционах. Цены на них варьировались от 5000 до 28 000 фунтов стерлингов.
Справка о художнике.
Дэмиен Хёрст — известный английский художник, предприниматель и коллекционер искусства. Он является ключевой фигурой группы Young British Artists, которая доминирует на арт-сцене с 1990-х годов. По данным Sunday Times, Херст — самый богатый ныне живущий художник: в 2010 году его состояние оценивалось в 215 миллионов фунтов стерлингов. В начале своей карьеры он тесно сотрудничал с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, однако их отношения прекратились в 2003 году из-за растущих разногласий. Центральная тема в творчестве Херста — смерть. Его самая известная серия работ — Natural History, где представлены мёртвые животные, такие как акула, овца и корова, в формальдегиде. Одной из знаковых работ является «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) — тигровая акула в аквариуме с формальдегидом, ставшая символом британского искусства 1990-х годов и Britart во всём мире.
Бабочки также занимают важное место в его творчестве, присутствуя на картинах, фотографиях и инсталляциях. В одной из инсталляций «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love), проходившей в Tate Modern в Лондоне с апреля по сентябрь 2012 года, было использовано 9 тысяч живых бабочек, которые погибли во время мероприятия. Это вызвало резкую критику со стороны Королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными. В сентябре 2008 года Херст установил рекорд, продав на аукционе Sotheby’s собрание своих работ под названием Beautiful Inside My Head Forever за 111 миллионов фунтов стерлингов (198 миллионов долларов).