Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Васильевский остров на культурной карте Петербурга

Васильевский остров — один из самых известных и узнаваемых районов Санкт-Петербурга. Это место с особой атмосферой, богатой историей и культурой. Искусство начало развиваться на Васильевском острове ещё со времён Петра I. Тогда здесь открыли первый в России музей — Кунсткамеру, а при Екатерине II появилась Академия художеств.

Императорская Академия художеств

В XX веке Васильевский остров потерял статус главного центра искусства, но культурная жизнь здесь не остановилась. Натан Альтман написал здесь знаменитый портрет Анны Ахматовой, Павел Филонов снимал комнату, когда был вольнослушателем Академии (позже его исключили), а преподаватель ВХУТЕИНа (так временно называлась Академия) Кузьма Петров-Водкин продолжал работать над своей сферической перспективой.

Произведение “На линии огня“ художника Петров-Водкин К. С., 1939

Здесь восемнадцать студентов ВХУТЕИНа в 1926 году создали объединение «Круг художников».  Объединение состояло из молодых художников, стремящихся создавать искусство, отвечающее запросам молодого советского государства, современное по содержанию и новаторское по форме. Членами объединения были Александр Самохвалов,  Татьяна Купервассер, Петр Осолодков, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Давид Загоскин, Александр Русаков и Василий Калужник, близки кругу были такие мастера как Николай Лапшин, Александр Ведерников и Владимир Гринберг.

Произведение «Стрелка Васильевского острова» художника Почтенный А.П., 1930

В послевоенные годы в Ленинграде зародилось уникальное явление — ленинградский андеграунд, известный как «Орден нищенствующих живописцев» или «Арефьевский круг». Это движение стало символом свободы творчества и самовыражения в условиях жёсткой цензуры. В середине 1980-х годов появилось ещё одно знаковое объединение — «Митьки». Его основатели, Дмитрий (Митя) Шагин и Владимир Шинкарев, были потомственными жителями Васильевского острова и воплощали собой дух Петербурга, его особую атмосферу и культуру. В 1994 году художник Феликс Волосенков и искусствовед Михаил Герман, старший брат известного кинорежиссёра Алексея Германа, предложили провокационный проект под названием «Санкт-Петербургская академия современного искусства бессмертных», в которую было принято всего 40 человек. Академия не являлась официальной организацией и не предоставляла никаких льгот или привилегий своим членам. Однако это не мешало другим художникам стремиться попасть в её ряды и с нетерпением ждать своей очереди.

Васильевский остров является не только историческим центром города, но и важной точкой для ценителей искусства. За годы здесь открылось множество галерей, музеев и выставочных залов, которые предлагают посетителям уникальную возможность познакомиться с различными направлениями искусства. От классических произведений до современных экспериментов.

Севкабель Порт — общественное культурно-деловое пространство, созданное в результате преобразования промышленного «серого пояса» Гавани Васильевского острова в Санкт-Петербурге на побережье Финского залива, совсем рядом с памятником советского брутализма — Морским вокзалом. Территория, отведенная для кластера, расположена между рекой и Кожевенной линией: отделена примерно пятая часть — участок около воды. На территории и в пространствах Севкабель Порта проходит более 700 событий в год. Образовательные программы, спектакли, концерты, выставки, спортивные занятия, маркеты, кинопоказы, гастрономические и музыкальные фестивали — это самая живая событийная площадка в России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40

СевкабельПорт

Музей располагается в историческом центре города, на Васильевском острове, в здании-памятнике архитектуры площадью более 5500 кв.м. Фонды музея составляют 7600 единиц хранения. Музей планирует создание постоянных экспозиций открытого фондового хранения, которые будут экспонироваться в 30-ти выставочных залах. Концепция музея: Диалог искусств в едином живом пространстве музея.

Адрес:  г. Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки, д.2

DiDi Gallery существует с 2003 года и специализируется на неофициальном искусстве Москвы и Ленинграда второй половины XX века. Первое десятилетие своей деятельности галерея посвятила так называемому «второму авангарду» — андеграундным художникам Москвы и Ленинграда: Е. Михнову-Войтенко, Л. Борисову, Т. Новикову, М. Шварцману, Л. Пурыгину, Д. Краснопевцеву и другим. А в последние годы одним из важнейших направлений в работе галереи стало формирование пула современных художников.

Адрес: Санкт-Петербург, Большой Проспект В. О., д. 62

Галерея современного искусства DiDi Gallery

В 2013 году помещения бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь» превратились в объединение творческих людей в части живописи, скульптуры, дизайна и интерьера, преобразив индустриальное здание в культурное место для творчества и отдыха жителей и гостей Санкт-Петербурга. Сейчас АРТМУЗА — это 2 здания, 4 этажа, десять галерей и множество резиденций: театр, мастерские художников, танцевальные, музыкальные, художественные и дизайнерские студии и школы. Площади от 50 до 1000 кв.м – лофт, галереи, бар, резиденции.

Адрес:   г. Санкт-Петербург, 13-я линия Васильевского острова, д. 70

Эрарта — первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге и самый крупный частный музей современного искусства в России. Название образовано из слов era и arta и означает «время искусства». Музей открылся 30 сентября 2010 года, и с этого момента в его стенах началась интересная и насыщенная жизнь — выставки, экскурсии, театральные постановки, концерты, образовательные мероприятия и многое другое. В собрание музея входят произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX — начале XXI веков. Собрание насчитывает 2800 единиц хранения — живопись, графика, скульптура, объекты, инсталляции. Музей периодически пополняет свою коллекцию, сотрудничая с художниками, работающими в разных регионах России и представляющими разные поколения и направления в изобразительном искусстве. 

Адрес: г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2

Музей современного искусства Эрарта

Ядро коллекции составляют произведения представителей ленинградского независимого искусства 1960–1980-х годов. Среди них можно выделить прошедшего через сталинские лагеря участника «старопетергофской школы» Александра Батурина, представителей школы Осипа Сидлина — Анатолия Басина и Наталии Тореевой, Владимира Овчинникова и Анатолия Васильева, участвовавших в 1964 году в запрещенной «выставке такелажников» в Эрмитаже. А также Глеба Богомолова, Анатолия Белкина, Валентина Герасименко и Николая Сажина, бывших участниками первых крупных выставок нонконформистов 1974–1975 годах в Доме культуры имени Газа и Доме культуры «Невский». В коллекции музея также хранятся работы участников Товарищества экспериментального изобразительного искусства и молодежное искусство, использующее формы граффити, представляет участник группы «Новые художники» Иван Сотников, а новую религиозную живопись — член группы «Алипий», художник Вик (Вячеслав Забелин). 

Адрес: г. Санкт-Петербург, Лейтенанта Шмидта наб., 11/2

Основанный в 1758 году И. И. Шуваловым музей хранит уникальную коллекцию произведений западноевропейского и русского искусства. Начиная со второй половины XVIII века, она служила для обучения студентов Академии художеств, многие из которых стали впоследствии яркими представителями русского искусства XVIII–XX веков.

Адрес: г.  Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17


Share