«Стрит-арт хранение» — новая институция, которая быстро и прочно заняла свое место на арт-карте Петербурга. Команда САХ собирает коллекцию студийных работ художников «уличной волны», устраивая экспедиции по разным регионам России. Институция работает в формате открытого хранения, и благодаря такому решению на небольшой площади для зрителей становятся доступны к просмотру более 350 предметов живописи, графики, ассамбляжей и скульптур. Институция также открыта для исследователей, которые занимаются анализом уличного искусства и искусства общественных пространств. Специально для таких специалистов команда САХ собирает уникальную библиотеку с научными изданиями, каталогами и зинами по стрит-арту. Для этого материала команда хранения поделилась с нами списком ключевых работ коллекции, рассказала, как проходят экспедиции в города, и поделилась своими планами.
Как проходят экспедиции в города и как собирается коллекция?
В момент запуска проекта наша команда при поддержке Института исследования стрит-арта составила список из 15 городов России, которые выделяются наиболее яркой и интересной уличной сценой. Каждый год мы стараемся делать 2-3 экспедиции. Директор Института с коллегами делают для нас подборку местных уличных художников. В первую очередь обращают внимание на уличную активность, самобытность, авторитет внутри субкультуры. Мы приезжаем на несколько дней в город и лично знакомимся с авторами, отсматриваем работы в мастерских. Далее по результатам экспедиции художественный совет Стрит-арт хранения, куда входят куратор, хранитель, руководство, PR-отдел и инвесторы, коллегиально принимают решение о том, какие из работ будут приобретаться в постоянную коллекцию проекта.
Как вы планируете развиваться?
Ближайшие 2 года мы продолжим собирать и формировать коллекцию. Параллельно мы продолжим проводить экскурсии по открытому хранению для разной аудитории, в том числе подростков и организованных групп. Сейчас у нас есть 2 регулярные тематические экскурсии: «Знакомство со стрит-артом» и «Стрит-арт параллели», в будущем планируется разработка и других маршрутов. По мере пополнения нашей коллекции обновляется и экспозиция, мы также продолжим участвовать в разных проектах/выставках/ярмарках. В планах на 2024 год проводить временные выставки нашей коллекции за пределами САХ.
«Репка» команды Zoom — это артефакт, отработанный трафарет, работа была сделана в Петербурге белой краской на черной стене. На примере этой работы мы можем говорить о техниках, которые используют художники. Поскольку работа была довольно быстро закрашена, то это единственный артефакт, который мы можем сохранить в качестве объекта искусства.
«Уличная грязь» Славы PTRK и Владимира Абиха — очень важный проект для уличной культуры. Это социальный проект, поскольку это портреты бездомных людей. Задумка заключалась в том, чтобы сделать портреты на белых листах, которые лежали перед входом в торговый центр, на пешеходных переходах или были развешены вдоль улиц, и люди, обычные прохожие, наступали ногами на эти листы. Таким образом была реализована идея о том, что человек становится бездомным только в тот момент, когда по нему буквально физически перешли какие-то жизненные обстоятельства, неотзывчивые люди.
Работы Маркера 2014 года с его первого уличной выставки. Мы стараемся собирать в коллекцию не только студийные работы, которые делают художники, но и объекты, создаваемые специально для улицы. В данном случае это три картины, три из шести, которые висели на синем заборе на выходе из станции метро «Сенная площадь» в 2014 году. Уличная выставка Маркера – это первая такая проба пера, тогда он ещё не делал плакаты. Эти работы преодолели очень сложный путь: изначально они были изъяты и попали в отделение полиции. Потом, уже почти 10 лет спустя, некоторые из этих работ стали для нас доступны, и авторство было подтверждено художником.