Мы поговорили с организаторами выставки Эль Греко в Palazzo Reale Milano о том, как устроен процесс организации музейного проекта мирового уровня и о том, как кураторам удается смотреть на признанные шедевры по-новому.
Как отбираются работы для выставок такого масштаба?
Конечно, отбор опирается, в первую очередь, на предшествующие научные изыскания, в которых учитываются разнообразные параметры рассматриваемых произведений искусства. Точный отбор величайших произведений искусства часто необходимо проводить из самых разных источников: от известных музеев и частных коллекций до церквей и монастырей.
Сколько времени было отведено PR-команде на разработку кампании?
Отдел коммуникаций и PR начал свою работу более чем за год до самой выставки: как минимум столько времени необходимо для построения важных партнерских отношений на разных уровнях (институциональном, культурном и корпоративном).
Публичная презентация проекта состоялась примерно за три месяца до открытия выставки, а пресс-показ состоялся 11 июля в резиденции посла Испании в Италии. PR-кампания в значительной степени сосредоточилась на институциональном характере проекта и его охвате – который выходит далеко за пределы Милана, как на национальный, так и на международный уровни (чего, впрочем, эта выставка и заслуживает). В ходе последующих мероприятий, в первую очередь в цифровом формате, мы сосредоточимся на подробном изложении невероятной истории Эль Греко и его искусства.
Возникли ли какие-то проблемы при транспортировке произведений?
Обычно мы обращаемся за этими услугами к компаниям, специализирующимся на перевозке произведений искусства. Логистика чрезвычайно важна из-за огромной ценности данных работ, которые в аренду нам предоставили национальные и международные учреждения, а также церкви и частные коллекции.
Кто обычно отвечает за цвет стен и цветовое решение выставки в целом?
Наши кураторы по согласованию с архитекторами. Последние получают от них всю необходимую информацию: от первых замечаний по поводу зонирования выставки до перечня произведений искусства и ключевых моментов проекта.
Кто и как принимает решение о зонировании?
Определение “маршрута”, по которому пройдет выставка, начинается уже в тот момент, когда рождается первая идея о ее создании. При этом в планы зонирования могут вноситься изменения в зависимости от условий арендования тех или иных предметов искусства.
Как вообще воспринимают Эль Греко сегодня, в 2023 году?
Нынешнее восприятие Эль Греко тесно связано с современной живописью, особенно в контексте столетия со дня рождения Пикассо. Если охарактеризовать в двух словах, то “артистично” и “авангардно”.
Какую перспективу вы хотите отобразить – Эль Греко как вечная классика или, может быть, что-то новое?
Выставка в Милане исследует отношения Эль Греко с итальянскими художниками того времени и стремится показать баланс между тремя великими художественными стилями, сосуществовавшими в его искусстве: Византией, Италией и Испанией. Новая перспектива состоит в том, чтобы воссоздать идею «лабиринта» и парадоксов, встречавшихся на его жизненном пути, от Крита до Толедо.