Софья Светлая

Видеть то, на что смотришь. Ловить момент, ускользнувший от иных глаз. Фотографу Соне Светлой это удаётся. Она не гонится за какими-то невероятными визуальными эффектами. Мы все можем быть свидетелями её кадра в ежедневной жизни. Снимая свои такие живые портреты, Соня показывает нам красоту нюансов жизни и ситуаций, документацию мига.

Ты уже нашла свой путь в искусстве?

Я думаю его невозможно найти единожды. Постоянно очень важно слушать себя и, если в какой-то момент мне внутренний голос подскажет свернуть, это обязательно будет сделано. Сейчас таких планов нет, но я не могу зарекаться, что фотография – это дело на всю жизнь. В любом случае есть какие-то соседние области из серии психологии или режиссуры, интересные для меня. И если мне захочется туда свернуть и там себя попробовать однажды, или с головой туда окунуться, я не буду себя останавливать.

Софья Светлая

Если говорить об этапах карьеры, какая-то вершина тебе уже поддалась? Ты чувствуешь эту вершину?

Вообще, мне из моего тела, из моей жизни нельзя заметить какой-то прогресс так быстро и так наглядно, как видят другие люди, которые за мной наблюдают или следят за моим творчеством в  Instagram. Но при этом я вот сегодня, например, подводила итоги года в сториc и, как будто бы раз в году ты, действительно, можешь просмотреть то, что с тобой происходило в каком-то сжатом формате и понять, что новый уровень очередной был взят. 

Конечно, с каждым годом все сложнее делать большие какие-то шаги, потому что в начале творческого пути, когда ты практически ничего не знаешь, то очень быстро двигаешься. Затем этот рост все более плавный, все более медленный. Стоит себе ставить те задачи, которые необходимо достичь, например, сейчас в начале года, потому что творческая профессия – это такая плавная очень консистенция. В ней тебе комфортно, удобно, кайфуешь и очень легко в принципе стоять на месте и не двигаться. Поэтому для меня, если подвести такой общий итог ответу – дальше есть куда расти. И самое важное понимать, куда двигаешься, и с каждым годом по чуть-чуть эти шажки осуществлять. 

Расскажи немного о своем стиле.

Я снимаю в стилистике американского портрета. И, честно говоря, это не какой-то конкретный стиль, который существует, о котором можно найти какую-то конкретную информацию. Это авторская стилистика, которая была собрана путем насмотренности американских фотографов. Просто в один момент я поняла, что творчество фотографов, которые мне действительно импонируют, – это творчество в основном американских, возможно чуть-чуть французских и капельку итальянских фотографов. Но все равно, большая часть именно из Америки. И тогда я села, рассмотрела работы. Я – человек очень структурированный и творчество постоянно пытаюсь раскладывать для себя на какие-то схемы и на какие-то таблицы. И проанализировав фотографии, я выписала, чем конкретно они отличаются, что мне в них нравится, что не нравится. То, что не нравится, естественно, убрала, поэтому стилистика больше авторской такой стала. И на совокупности тех черт, на которых держатся американские фотографии, был слеплен стиль, который сейчас есть. На самом деле я могу сказать о том, что в принципе стиль – это не то, что с тобой появляется от рождения. Возможно, есть такие фотографы, которые снимают так и не иначе. Я знаю таких единицы. Но при этом могу сказать, что в моем случае стилистика – это определенные рамки, в которых я нахожусь и в которых мне комфортно. В любом случае стиль – это то, почему тебя узнают, то, почему тебя хотят. И тот же Instagram очень сильно диктует именно ограничивать себя в том, что ты делаешь. Как бы глагол «ограничивать» не звучал негативно, но он положительно влияет на узнаваемость. Действительно, если у людей в ленте, появляется фотография с одними и теми же настроениями, цветовой гаммой, сюжетами, похожими, но, все равно, разными, они к этому и привыкают и начинают тебя в этом узнавать. 

Я, структурируя всё для себя, выписала одни из самых главных факторов, что люди на моих фотографиях должны быть обязательно в моменте, живыми. Я в большинстве случаев за ними именно подглядываю, а не прошу мне позировать. Это один из самых сложных моментов, потому что, когда человек видит тебя с камерой, он сразу готов уже как –то присесть, посмотреть, повернуться. Я же даю человеку понять, что да, я тебя фотографирую, я здесь с тобой, но мне можно довериться, можно раскрыться, быть живым. В моей стилистике присутствует это ощущение настоящей жизни. Конечно, это цвет и, конечно, это сами образы моделей, в которых они выступают на фотографиях.

Цвет для тебя очень важен?

Да. Я держу ориентир на пленочную фотографию, потому что, все равно, американская фотография как-то родом из 80-х, 90-х, она для нас винтаж. А винтаж, если ассоциировать с цветом, то это 100% пленка. Но при этом сейчас на пленку снимать, если откровенно говорить, совсем не выгодно, и камеры появились современные, которые дают хорошую картинку, которую ты можешь обработать под цвета разных пленок. То есть, если ты снимаешь на одну пленку, то у тебя получается один конкретный цвет, если тебе вдруг на этапе обработки захотелось это переделать, уже не переделаешь. В то время как, если ты снимаешь на цифру, тебе доступна абсолютно широкая палитра. Но, опять же, в этой палитре ты ограничен теми тонами, теми цветами, которые есть изначально в пленочной фотографии.

Ты рассказала про важность того, что на твоих фотографиях должен быть запечатлён живой момент, что подлавливаешь модель в нем. Значит, ты идешь на съемку без какого-то четкого плана, какой–либо раскадровки, да?

Ну, да. С одной стороны, да, я очень доверяю самому моменту и импровизации. И ведь можно подготовить раскадровку и попытаться человеку донести свое техническое задание. Он, в лучшем случае, может выполнить исключительно хорошо и очень четко. Это именно такой профессиональный уровень, модели так работают. Но при этом даже самые опытные и профессиональные модели – все равно люди, и у них есть свои телодвижения, свои эмоции. И когда ты требуешь от нее того, что в ее запасе, в принципе нет… Это искусственно получить невозможно.

Раскадровки я не делаю, но перед съемками, конечно же, готовлюсь. Составляю для себя общее техническое задание, обязательно составляю мудборд, те позы, те эмоции, которые бы мне хотелось на этой съемке получить. Но при этом в процессе понимаю по составленному техническому заданию есть смысл работать с человеком или нет. В принципе на этапе съемки вся концепция может поменяться, потому что другой человек. И это тоже нормально.

И я чувствую, как даже на протяжении этого года, мой стиль очень сильно менялся в зависимости от технического задания заказчика. Он, вроде как, хочет в твоем стиле, но при этом хочет светлые фотографии с такой-то ретушью и таким-то цветом кожи, допустим. И что-то я могу оставить себе, потому что как-то заказчик удачно попал или увидел, что это будет более выигрышно для его продукта, ну, и мне могут понравиться изменения в моих фотографиях. Это может остаться. Происходит какое-то деформирование стиля. 

Ты вообще разделяешь коммерцию и творчество?

Сейчас у меня такого строго деления нет, потому что, наверное, 80% коммерческих заказов – они у меня творческие. То есть человек приходит ко мне и спрашивает: Как будет лучше? Как вы видите? Как вам хочется? Ну и, соответственно, я уже свою точку зрения высказываю и от неё мы отталкиваемся, дорабатываем какие-то фрагменты с учетом пожеланий заказчика. Это про съемки бренда одежды или каких-то проектов с журналами, например. Если говорить про клиентские съемки, то сейчас я даже не возьму, такой проект, когда приходит человек и говорит, как ему нужно. Мне это уже не интересно. А интересно, когда человек приходит и говорит: Делай со мной вот все, что хочешь. И для коммерческого клиента все равно фотосъемка больше про развлечение, про посмотреть на себя глазами другого человека. И поэтому в 90% случаев они идут именно с таким запросом.

Софья Светлая

Я знаю, что ты преподаешь, и, наверное, умеешь потрясающе все объяснять именно словами, что редко бывает у творческих людей. Как ты учишь своих учеников, как стать чутким и внимательным? Как сформировать своё восприятие момента? Как начать видеть то, на что смотришь?

Я очень хорошо поняла твой вопрос. И понимаю, что многие люди считают, что этому научиться невозможно, если это в тебе не заложено. Во-первых, я всегда говорю, что вот та чуткость, которую мы можем проявлять к другим людям, она привязана и к фотографии. Если ты можешь сесть и выслушать своего друга, понять, какие эмоции ему нужно получить сейчас, дать ему их, и увидеть, что он их принял, значит это чутье, оно уже есть. Я встречала таких людей, с которыми очень тяжело выстраивать контакт, даже не в плане фотографии, а просто в разговорном формате. Вот, если ты не умеешь с человеком просто сесть, поговорить и понять что ему нужно, то фотографировать научиться чутко и трепетно будет, действительно, очень сложно. Но в целом, как я замечаю по ученикам,  70% людей разговаривать умеют, умеют выражать свои мысли, умеют чувствовать других людей. И здесь уже сложность заключается в том, как объяснить себе, что ты делаешь в разговоре и что ты делаешь в фотографии. Если мы конкретно не чувствует тот момент, когда на кнопку нужно нажать, мы должны ориентироваться на какие-то схемы, которые мы сами себе же выстраиваем. Например, девушку с полным лицом, ни в коем случае нельзя снимать снизу, ни в коем случае нельзя снимать в анфас, всегда нужно как-то разворачивать. Если человек это не чувствует, это просто нужно выучить. А потом подключать интуицию. В принципе, творчество все можно разложить на правила, потому что есть много фотографов, и я в том числе отношусь к ним, которые это чувствуют, но могут объяснить словами. 

А во время съемки ты ощущаешь преодоление себя?

Да, да. Эмоции бывают разные. Т.е. я не могу сказать, что в момент создания кадра ты всегда в каком-то приподнятом состоянии и всегда доволен. Ты, скорее всего, доволен, когда ты этот кадр уже сделал. Но в момент, когда он создается, по крайней мере, у меня, это вообще максимальная концентрация. В Вене когда начинала работать, я работала с англоязычными моделями и сама при этом не очень хорошо знала язык, и со мной ходил мой муж и он просто переводил, чтобы модель как-то становилась. Это было очень нервно, потому что невозможно через кого-то передать тот посыл человеку, который ты хочешь от него получить. В тот момент я вообще чувствовала, что я бешусь, что все не так, что он не может объяснить, что модель сменилась уже 500 раз, мы кадр упустили. Но при этом, даже в этих эмоциях, ты все равно пытаешься что-то сделать, как-то ей показать руками, что-то объяснить, а, может быть, просто там какими-то мычаниями. Делаешь кадр и тебя отпускает. В процессе съемки могут быть скачки от каких-то депрессивных состояний до момента какого-то кайфа, до момента, может быть, расслабления. На каждой съемке по разному, зависит от многих факторов: от модели, от погоды, от людей и от места работы. 

Софья Светлая

Тебе, вообще, когда-либо было интересно попробовать говорить через фотографию на социальные, политические или другие темы?

У меня был буквально в этом году такой момент, когда в Вене происходили митинги …и мне очень хотелось поучаствовать в этой истории, потому что мне откликалась тема, и я понимала, что такой формат съемок я никогда не проводила, и мне очень интересно сделать его по особенному, как-то более художественно, не репортажно, а именно с какой-то моей позиции. Ведь репортажная фотография, она все равно субъективная, но репортажник старается показать ситуацию целиком, так, как видит ее и одна, и другая, и третья сторона. Вот в моем случае, когда я снимала митинг, мне хотелось показать именно свою сторону, как я к этому отношусь, что я замечаю на этом митинге и чтобы мне хотелось через эту ситуацию передать. В целом, уходить в какую-то социальную историю у меня потребности нет. Хочется больше уходить в художественную фотографию.

Как ты показываешь красоту женщины? Она у тебя всегда красивая, цельная натура, уверенная, мне так кажется, страстная часто, не скажу роковая, но есть такой оттенок тоже, я думаю. Как у тебя это происходит, какой-то определенный типаж должен быть, «твоя» модель или ты в любой женщине увидишь красоту, которую раскроешь в кадре?

Я могу сказать о том, что абсолютно точно есть типаж женщин, который мне нравится, и это не относится даже ко внешности. Достаточно пообщаться с девушкой, чтобы понять, как она двигается, какие есть у нее эмоции и откликается ли тебе то, на что ты как будто бы от природы заточен. Что тебе, возможно, нравится в себе, чтобы ты хотел в себе на фотографиях показывать, то можно достаточно быстро ловить. Но, так как я являюсь коммерческим фотографом, то очень часто работаю с абсолютно разными типажами, я научилась для себя, конечно же, доставать какие-то фрагменты из людей, в которых может быть этих фрагментов минимум, научилась их придумывать. Например, приходили девушки, которые рассказывали, что абсолютно не чувствуют себя сексуальными или какими-то, как раз, как ты говоришь, роковыми. Не чувствуют, но хотят. Хотят посмотреть, как это будет выглядеть в их исполнении. И, естественно, мы начинаем здесь играть, получается некая актерская игра и моя режиссерская работа. Человек – это настолько гибкое существо, что он себе в голову вобьет, то и будет. Сегодня я супер роковая женщина, – оделась и пошла. На себя какой-то образ примерила и это вполне реально. Мы можем играть абсолютно разные роли, просто какие-то нам ближе. У меня абсолютно разные клиентки бывают и я тоже вижу, что получается примерно один и тот же образ женщины отобразить и я, наверное, связываю это с тем, что какие-то черты вот этой женщины на фотографии, которая у меня получается, они возможно, либо, есть во мне, и поэтому я могу их отразить. Либо, наоборот, во мне их не так много, что мне хочется их прямо усилить, но в жизни, возможно, это усилить достаточно сложно, поэтому усиливается каким-то другим, вот таким художественным путем. Но я с тобой абсолютно согласна, я тоже вижу это определенное сходство, и в целом этот образ женщины, его можно описать, его можно скопировать, его можно повторить. Но я могу сказать, что это у меня получается просто на какой-то интуитивной волне.

А как ты относишься к работе модели? Многое ей позволяешь или уверенно за собой ведешь?

Я модели всегда показываю, что начальник здесь я, слушать надо меня. Но при этом я понимаю, что бывают модели, которые в каком-то ментальном плане сильнее меня и при этом они работают профессионально. И тогда я могу отпустить бразды правления всей этой съемки и позволить девушке двигаться так, как она хочет, если это укладывается в рамки нашего технического задания и мудборда. Поэтому, если человек действительно очень круто работает, ухода от задуманного практически не происходит.

 Но бывает, что девушка красивая, модель по профессии, но нет в ней модельной чуйки. А у многих моделей она какая-то природная. И умение подстроиться под любого фотографа. Несколько раз я работала с блогерами, которые заточены на постановочное позирование, что я очень не люблю. Когда я как-то пыталась скорректировать блогера, человека, от которого зависела я (так как мы работали в таком сотрудничестве, где он чуть больше имеет прав), выяснялось, что человеку это не нравилось. 

Когда я только начинала фотографировать, бывало я подстраивалась под моделей. Сейчас я уже стараюсь гнуть свою линию, тогда результат получится тот, который мне нужен. И я за него более ответственна, чем модель. И поэтому если я не исправлю это в моменте, потом это уже никак не исправить.

С непрофессиональными моделями ты любишь работать?

Да, мне очень нравится, потому что у них нет каких-то четких представлений о том, как должно складываться позирование. Моя задача сделать для него такую атмосферу, в которой он сможет раскрыться. Я словами, действиями и эмоциями создаю эту обстановку для него.

Софья Светлая
Created with RNI Films app. Preset ‘Kodachrome 50’s +’

Вопрос немножко высокопарный. Ты чувствуешь в себе силы сказать что-то новое в фотографии?

Я никогда, честно признаюсь, не задумывалась об этом. Я отношусь к такому типу людей, которые много собирают информации и из собранной информации делают что-то свое. Возможно, я приду когда-то к тому, что это станет абсолютно чем-то новым, но на сегодняшний день я понимаю, что мне как раз кайфово именно наблюдать и забирать какие-то фрагменты, которые мне откликаются. Потому что в той комбинации, в которые собираю я, не существует такого еще продукта. Есть люди, которым приходят новаторские идеи и они их выполняют. Да, такие люди, я считаю, гении. Но у меня за всю мою жизнь не происходило таких моментов, таких экспириенсов, как это модно сейчас говорить. Поэтому в какой-то момент я даже пришла к мысли, что мой механизм, моя голова и мое творчество не работает на что-то новое, какое-то как раз новаторство. Это может звучать пессимистично, ты не можешь принести ничего нового в мир и т.д… Но я так не считаю. Мне кажется, что у каждого человека есть какой-то способ работы с собой и взаимодействия с окружающим миром. В моем случае это способ работы собирательный. Пока такой задачи – создать что-то новое – нет.

Софья Светлая

Тебе вообще нравится, что сейчас многие творческие люди такие «специалист-слэш»? Например, я – художник/редактор/дизайнер (смеётся). И многие так творческие специалисты.

Да, я тоже с тобой согласна, это очень интересно. И мне кажется, когда ты черпаешь информацию и знания из разных источников твоя доминирующая сфера процветает! 

Каша (микс) получается только, если у человека сферы через слэш все равны. Но если он понимает, что он в первую очередь дизайнер и потом уже художник, фотограф, певец и т.д., то эти сферы просто помогают ему, дают вдохновение, чтобы направлять все силы в доминирующую сферу.

Бывает такое, что ты чувствуешь, что бизнес часть она все-таки превалирует над частью искусства, и как тебе удается из этого выходить?

Да, конечно, важно держать баланс. Когда я чувствую, что инстаграм, мои обучающие курсы и какие-то бизнес проекты занимают много моего времени, я просто ухожу из этого. Вот сейчас у меня за год было два таких ухода из инстаграма, когда я просто уходила. Понимала, что мне важно разобраться с собой, мне важно сейчас в течении 2-х недель поснимать только творческие проекты, чтобы собрать себя как-то по частям, которые были растеряны, когда ты занимался бизнес делами, не творческими. Конечно, в целом это влияет на продуктивность бизнес проектов, но не так сильно, как если ты не уходишь и продолжаешь работать в каком-то состоянии износа. Поэтому для меня в этом есть какой-то баланс.

 Кто-то распределяет себе рабочий день – я так не могу. Я очень люблю работать, мне очень нравятся чувства, когда я работаю много, радость, что с утра и до ночи мы сегодня так много сделаем. Потом я поняла, что моему организму через время становится тяжело, и тогда я могу на неделю уйти и просто отдыхать, просто снимать и восстанавливаться. Я со многими фотографами тоже общалась, и кто-то говорит, что это неправильно – то ты в +, то в -. Но, как мне кажется, «правильно» или «неправильно» не бывает. Я люблю и полежать на диване весь день, как , мне кажется, как и все люди. И люблю моменты, когда я не могу остановиться в работе. Вот этот баланс, с чего я начала и чем хочу закончить, его очень важно держать.

Софья Светлая

Творческое мышление очень сильно отличается от, так называемого, менеджерского мышления, когда люди способны переключаться очень быстро между микро-задачами, будь то звонки, те же имэйлы, все, что нас регулярно отвлекает. Ты умеешь от этого «отключиться» и спокойно уйти в творчество?

Да, если я понимаю, что это не навредит людям, которые вместе со мной в этих проектах тоже задействованы. Очень важно делегировать! Когда у тебя за конкретные задачи отвечают другие люди, в тот момент, когда ты уходишь, процесс не останавливается. Когда у меня появился продюсер съёмок, который все организовывает, а я прихожу и только снимаю, я поняла, что мы можем увеличить количество съемок в 2 раза. Делегирование освобождает тебя, твоей энергии хватает на более долгий промежуток.

У тебя опускаются руки?

У меня давно уже такого не было, потому что есть какая-то уверенность в том, что я делаю. Выгорание, да, бывает. Но я стала трепетно к своему состоянию относиться.

 Вообще за период творчества было два момента в жизни, когда я хотела бросить фотографировать, думая, что я выжала все из себя, что могла. На самом деле просто загнал себя и устал. Сейчас, когда я чувствую оттенки такого настроения, я просто понимаю, что надо отдохнуть, и за спадом всегда будет подъём. 

Интересно твое мнение про плагиат. Как ты к этому относишься? И где для тебя грань между творческой цитатой и плагиатом?

Сейчас, конечно, рамки плагиата очень гибкие, потому что все друг другом вдохновляются. И в целом, если ты взял за основу какую-то идею, но при этом добавил что-то от себя, то плагиатом эта идея уже не считается.

Но это всегда такой острый момент и спорный. Да, добавил от себя одну или несколько характеристик: кто цвет поменял, кто пиджак поменял, кто позинг, а остальное все осталось. И очередной скандал громкий вокруг этого.

Знаешь, я раньше в штыки на все это реагировала, кто-то возьмет мою фотографию, сделает один в один, какие-то микро детали заменит. И все, у меня внутри горит, мне кажется вообще, какой ужас, в каком мире мы живем. Сейчас я отношусь к этому достаточно спокойно, и если я замечаю какое-то копирование, не хочу даже называть плагиатом, то я понимаю, что я в свое время плагиатила и копировала тоже, делала это для обучения. Пока ты не накопируешься своих кумиров, ты не поймешь, почему они делали то, что они делали и не поймешь, почему это нравится тебе и хочешь ли ты это делать. Если говорить про мою работу, то для одной из последних фотографий, которую мы делали с Ксюшей Дукалис, прямо достаточно наглым образом взята известная фотография с Кейт Мосс на кровати, рядом с которой сидят мужчины. И мы, собственно, отталкиваясь от этой идеи, делали уже свою съемку. Опять же очень часто блогеры хотят получить именно те фотографии, которые уже сделаны. И не всегда удается разубедить. Часто даже техническое задание может строиться на какой-то конкретной работе и вы не так сильно можете от нее отходить. Но в данном случае я не отношусь к этому как к творчеству, а именно как к выполнению того задания, которое ко мне поступило.

Софья Светлая

Режиссёр Вим Вендерс говорил, что чем больше денег у вас есть, тем больше вы можете сделать, но тем меньше вы можете сказать. Согласна ты с этим?

Я не согласна, мне кажется, что когда финансовое положение лучше, у тебя появляется больше свободного времени как раз на то, чтобы «сказать». Я вспоминаю себя на первом курсе, когда я с сумасшедшими глазами брала просто все заказы, ездила абсолютно на все съемки из серии «за город за 500 рублей поснимать какую-то репортажку». У меня времени на разговоры с собой и на рефлексию по поводу фотографии было гораздо меньше. Сейчас, если у меня, допустим, неделю нет никакого заказа, а на следующей неделе у меня есть заказ, я могу, в принципе, отказаться от него, чтобы посвятить время себе, потому что мне достаточно финансов и я не бегу за какой-то конкретной цифрой. И здесь как раз в моем случае рождается более уверенное и свободное творчество.

А что ты можешь назвать, что лучшее ты сделала для своей карьеры? 

Мне кажется, что самое лучшее – это то, что я стала смотреть на фотографию как не на что-то абстрактное, искусство необъяснимое, неуловимое. То есть я постаралась максимально осознанно отнестись к тому, что я делаю, как я это делаю. Наверное, так можно потерять магию, про которую мы с тобой говорили. Но именно это более жесткое, более собранное состояние, которое у меня появилось от структурированности,  помогло мне вывести фотографию на такой уровень, где у меня нет съемок, которые бы не получились. Это я считаю главным.

Здорово! Инстаграм – это очень важный инструмент для тебя? Ты смогла бы без него?

Сейчас я понимаю, что уже без Инстаграм я бы не смогла… Мой папа, он тоже был фотографом, и вот для того, чтобы ему показать свои работы, ему нужно было организовать выставку, забронировать пространство, напечатать свои работы, пригласить зрителей, корреспондентов, и вот такое большое событие провести, чтобы свое творчество людям показать. То в моем случае у меня выставка происходит каждые 3 дня, грубо говоря, в моем Инстаграм. Конечно, это не тот уровень, но люди видят, люди чувствуют, люди дают обратную реакцию и, конечно, в каком-то смысле от нее становишься зависимым. Опять же, уходя на какие-то выходные от Инстаграм, самые большие у меня две недели были, я уже под конец их начинала чувствовать, что чего-то мне не хватает. Ну, конечно, тот коннект, к которому ты привык – да, это виртуальные персонажи, и, возможно, этих людей никогда не видел, – обратная связь на то, что ты делаешь очень сильно подсаживает. И сейчас я бы ощутила, если бы этого в моей жизни не стало.

Какие у тебя творческие планы? Какие ты ставишь цели?

Сейчас мне бы хотелось, наверное, сделать свою собственную выставку, но пока я не до конца понимаю, что мне это даст внутренне действительно ли мне это нужно, не хочется ли просто потешить свое самолюбие. И самое главное, я бы, конечно, хотела поехать в Нью-Йорк и поработать уже с брендами американскими там. Надеюсь, ситуация в мире не будет этому препятствовать.

Share