Фроде Болхуис – нидерландский скульптор, влюбленный в цвет. Его работы показывают человеческий опыт в сюрреалистическом, немного интимном ключе, они изысканны, волшебны и эмоционально заряжены
Фроде работает интуитивно, сочетая разные материалы: полимерную глину, текстиль, пластик, бронзу и золото. Хоть спектр материалов в работах художника довольно широк, публике больше всего полюбились его фигуры в необычных цветовых сочетаниях, впитавших влияние древних культур, сюрреализма и лаконичность дизайна. В студии художника в Алмере (Нидерланды) перед вами предстаёт целая плеяда персонажей, приколотых к стене. Здесь есть одна фигура, ковыряющаяся в пухе на своей голове, похожей на метлу, другая – в розовом костюме, напоминающем Мишленовского человечка (из рекламной кампании шин), и женщина, спеленатая в уютный тканевый кокон. Миниатюрные работы, вылепленные, в основном, из полимерной глины, являются частью текущего проекта “Daily Sculptures”, в рамках которого каждую неделю создается несколько персонажей. “Это небольшие скульптуры, интуитивно созданные за один, два или три дня”, – говорит Фроде. “Волшебство в том, что они начинают жить своей собственной жизнью. Они как бы появляются во время работы, одно ведет к другому, и каждый раз по-разному сплетается в новый образ”. С момента начала серии, скульптор сделал более 80 работ с множеством предметов одежды и аксессуаров, созданных из текстиля, дерева, пластика, металла, отделанных краской и золотыми деталями. Как и в других проектах такого рода, цель – постоянно находиться в творческом процессе. “Ничего большого, долгого или сложного, что могло бы вывести меня из этого состояния”, – делится скульптор.
Какова основная концепция дизайна и суть творений “Daily Sculptures”?
Я начал создавать эту серию, потому что хотел посмотреть, как будут развиваться мои работы, если я буду делать по одной скульптуре в день. Я предполагал, что она будет разрастаться быстро, и так оно и произошло. Скульптура в день быстро сменилась скульптурой каждые три дня, потому что я хотел придать работе утонченность, но не переусердствовать с ней, поэтому я не люблю слишком много думать о своей работе.
Скульптуры — это всегда фигура, маленькая и волшебная, но каждый раз разная.
Они живут своей собственной жизнью, и мне нравится следовать за тем, что возникает в данный момент, отражать это в работе.
Как бы вы определили слово “страсть”? Вы выражаете страсть, внутренние желания или мечты через свои работы и образ жизни?
Страсть для меня — это синоним любви. Я счастлив сказать, что люблю свою работу, и потому что я люблю ее, мне всегда интересно, что будет дальше. Чтобы найти это следующее, я знаю, что мне нужно следовать своей интуиции, которая приведет меня в неизвестные места. А следовать своей интуиции — значит следовать тому, что я люблю, потому что то, что я люблю, — это уникальное мое. И это делает круг круглым. Все начинается с любви, путь к ней – любовь, а результат – чудо.
Как вы находите баланс с собой? Как вы открыли свою истинную страсть, и как она влияет на ваше мировоззрение и образ жизни?
Время сыграло очень важную роль в установлении связи с собой и поиске своей истинной страсти.
Мой отец тоже скульптор, поэтому найти скульптуру было легко, но поиск своего способа создания скульптуры занял более 20 лет и все еще продолжается.
Истинная страсть настолько уникальна, что нужно быть очень внимательным, чтобы увидеть ее. Это очень сложно. Поэтому я всегда встаю в 5 утра, чтобы располагать временем для себя и своей работы до того, как проснутся ежедневные отвлекающие факторы.
Не появляется ли у вас желания поменять способ работы? Или начать хотя бы один длительный масштабный процесс над одной скульптурой?
Сейчас я полностью поглощён тем, что я делаю. Я бы сделал ещё сотни и сотни работ, потому что они довольно быстро разлетаются, и я едва ли могу увидеть полное собрание вместе. Я уверен, что со временем мне захочется сделать что-то другое, но пока я увлечён своим проектом. Я хочу создавать свои работы за 2-3 дня, это особенный опыт, который очень много мне даёт.
Что вы скажете о человечках Татьяны Бродач?
Мне нравятся её работы, но это очень тяжело говорить о чужих работах, потому что это всегда скатывается в оценочное суждение, я не люблю так делать. Искусство создают такие разные люди, оно всегда уникально. Будучи художником, я понимаю, что развитие, это ни с чем не сравнимая вещь.
Ты не можешь сравнить своё развитие с мировым опытом, оно всегда исходит изнутри.
То, что тяжело для тебя, может абсолютно не требовать усилий у кого-то другого. Может быть, огромный труд есть в тех местах, которые ты не замечаешь, и, наоборот, возможно меньше всего усилий вложено в те места работ, которые поражают больше всего.
Расскажите о своих зрителях, поклонниках, покупателях вашего творчества. Кто эти люди?
Я счастлив заметить, что это обычные люди. В том плане, что это не особенно богатые или увлеченные искусством люди. Это обычный средний класс, которому нравятся красивые вещи. Я заметил, что мои покупатели часто увлекаются дизайном, обустройством своего дома. Ещё я заметил, что мои работы покупают чаще женщины, примерно в пропорции 60/40, но, кажется, это обычная ситуация, и вообще 40% мужчин в этой статистке – довольно много, исходя из общих тенденций покупательской способности. Радует, что мои работы покупают не только в Нидерландах – моей родине, но также и в Америке, Польше, Франции, Португалии вообще по всей Европе. Меньше всего, как ни странно, мои скульптуры покупают в Англии, месте, где я учился.
Коммерческий потенциал ваших человечков трудно переоценить, тут и цвет, и форма, и функциональность именно те, что любит широкая публика. Это удачное попадание ваших творческих предпочтений или осознанно спланированный путь к коммерческому успеху?
Моя цель – начать полностью обеспечивать себя, зарабатывая своим искусством, чтобы мне не приходилось заниматься посторонними бизнесами, которые, к сожалению, отвлекают меня от создания своих работ. Сейчас у моей серии есть потенциал к этому, и я пытаюсь установить такую цену на свои работы, чтобы обеспечивать семью, и иметь возможность делать будущие проекты. Я не планировал коммерческий успех намеренно, но, конечно, я заинтересован в том, чтобы зарабатывать своими работами, найти баланс.
Что бы вы пожелали себе 20-ти летнему?
Я бы сказал – доверяй себе. Когда мне было 20, я помню, как говорил одному из своих преподавателей, что зрителям не интересны просто маленькие человечки. Я хотел создавать маленьких человечков, когда мне было 20, но переубеждал себя, что это старомодно. Тогда мой преподаватель ответил: «Нужно искать путь, чтобы это стало интересно людям». Тогда я ему не поверил. Все эти идеи о том, что в моде или не в моде, что правильно, а что нет, касательно искусства, должны быть отброшены в сторону. Всё может быть успешно, всё может работать, благодаря уникальному видению, личному подходу.