Художнику, который только начинает свое профессиональное движение в поле современного искусства, часто приходится нелегко. Многое пока остается для него или нее непонятным: где учиться искусству (и нужно ли), с кем общаться, кого слушать и что читать, какие темы выбирать для работы… Ответы на эти и многие другие вопросы иногда оказывается не так просто найти, особенно в ситуации ограниченной инфраструктуры и недостатка информации по теме. Чтобы начинающий художник смог почувствовать себя увереннее в своей работе, куратор и основатель школы Цветник Наталья Серкова составила список советов начинающим художникам.
Знать историю искусства
Современного и не только. Это работает по тому же принципу, что и в других областях: от любого специалиста ожидается, что он хорошо знает матчасть в своей профессиональной сфере. Кроме того, когда художник создает свою работу, с ее помощью он обращается не только к внешнему миру и зрителям — он также всегда продолжает и развивает всю предшествующую ему традицию искусства. Каким будет такое продолжение, во многом зависит от глубины понимания художником того, с кем и с чем в искусстве он имеет дело и ведет диалог. Для погружения в предмет помогут книги, лекции и образовательные курсы.
Следить за трендами
Чтобы не изобретать велосипед и досадно не отставать от коллег, не проворонить важные находки, смысловые и формальные сдвиги, регулярно происходящие в искусстве. Важно стремиться ориентироваться не только в российской, но, в первую очередь, в международной повестке — для этого художнику будет полезно знать английский язык. Уверенное ориентирование в актуальных художественных (и шире — культурных) тенденциях также способно дать художнику уверенность в том, что он или она делает. Автор, внимательно следящий за происходящим в искусстве, сможет осознанно реагировать на тот или иной тренд, подключаться к нему или выбирать альтернативные пути развития своего метода. Нарушать правила хорошо, когда с ними знаком.
Нарушать правила хорошо, когда с ними знаком.
Пройти профессиональное обучение современному искусству
Учеба способна дать начинающему художнику очень многое: систематизацию профильных знаний, расширение круга общения, обратную связь о своих работах от коллег и преподавателей, вхождение в профессиональную среду. Сложно добиться этого иными путями, а исключения здесь скорее подтверждают правило. Очень важно правильно выбрать место для учебы. Лучше всего заранее изучить программу, сходить на день открытых дверей и пообщаться с преподавателями — их ценности и взгляды на искусство должны во многом совпадать с вашими. В противном случае художник рискует оказаться там, где не найдет ни единомышленников, ни качественной обратной связи о том, что делает.
Много работать и много общаться
Коммуникация решает очень многое. От того, как активно вы взаимодействуете с коллегами, насколько конструктивные связи с ними устанавливаете, с кем именно общаетесь и, как следствие, работаете, — от всего этого без преувеличения зависит ваша карьера, профессиональные предпочтения и вкусы. Среда формирует художника, а он, в свою очередь, оказывается способен привнести в нее то, что делает, и стать видимым среди своего окружения. Тем более, что такое окружение сегодня не ограничивается рамками учебного заведения или совместно арендуемой мастерской — благодаря интернету вы можете колоссально расширить круг тех, кто станет вашей аудиторией и вашими коллегами.
Создавать проекты «под ключ»
Заниматься нетворкингом продуктивнее всего, реализуя совместные проекты. Это ситуация win-win: художник общается с коллегами, чтобы коллективно сделать то, что одному сделать сложно или вообще невозможно. Речь может идти о групповой выставке, создании и развитии выставочного пространства, формулировании идей и написании текстов. Работая сообща, становится возможно создавать проекты с нуля, доводя реализацию отдельно взятой идеи до масштаба полноценного художественного высказывания.
Развивая сеть единомышленников, начинающий художник находится в ситуации горизонтального взаимодействия, при котором возможна активная работа без привлечения сторонних, всегда ограниченных ресурсов.
Такая стратегия способна сделать художника видимым, помочь ему развить свой авторский метод и по-настоящему осознать ценность совместной работы.