Британский художник Джеймс Керр (James Kerr), тонкий колорист и любимец широкой публики, рассказывает об отсутствии профессионального образования, возвращении к живописи после долгой карьеры в другой области, и раскрывает секреты творческой кухни.
Я всегда рисовал. Запах скипидара и масляной краски были знакомы мне с детства, которое я провел, наблюдая за тем, как моя мать пишет картины у мольберта. С годами я выработал свой собственный стиль и методы, с удовольствием выставлялся в местных галереях, но никогда не думал, что буду заниматься искусством дальше. Обстоятельства изменились, когда совпали три события: мой уход на пенсию с напряженной работы коммерческого фотографа, Covid-19 и невозможность выходить из дома. Они позволили мне заниматься живописью полный рабочий день. И, наконец, интернет, где я публикую и продаю работы почти каждый день.
В 1980-х годах я десять лет проработал маляром-специалистом по декоративной росписи, и, хотя формального образования не получил, именно здесь я научился своему ремеслу, пониманию использования цвета, красок и материалов. С тех пор я занимаюсь живописью и даже смог завоевать репутацию своими смелыми абстрактными работам.
Я начинаю с простых рисунков абстрактных форм и цветовых блоков, которые часто напоминают простые повседневные предметы. Каждая картина превращается в путешествие, начинающееся с идеи, которая редко сохраняется долгое время. Я накладываю толстые слои краски, соскабливаю, переделываю и перерисовываю, пока в конце концов не почувствую, что работа закончена.
Цитируя иллюстратора и комментатора Ральфа Стедмана:
“Сама краска тоже является объектом – она подчиняется собственной мотивации, правилам и динамике, которые художник должен преодолеть, игнорировать или усилить”.
Это во многом выражает то, “почему и что” я рисую.
Я поклонник многих великих мастеров ХХ века, начиная с Сезанна, однако, наибольшее влияние на меня оказали Британская и Корнуэльская школы: Уильям Скотт, Пол Фейлер, Патрик Херон и Роджер Хилтон. Совсем недавно я попал под влияние художника Николя де Сталя, это становится очевидным в моих последних работах.
Мои советы начинающим художникам:
– Пишите много картин одновременно. Это позволит вам рисковать в работе, так как ни одна из них не станет “слишком ценной”. Я рисую на дешевых плитах МДФ 6 мм, которые можно купить в строительных магазинах, где их предварительно разрезают на 3-4 части разного размера. Перед живописью их покрывают парой слоев акрилового грунта. У меня никогда не бывает меньше шести картин в работе, а порой и больше. Еще одно преимущество плиты МДФ в том, что её можно легко обрезать и кадрировать, как фотографию, чтобы скорректировать композицию.
– Моя живопись экспрессивна по стилю. Всегда будьте щедры, но не расточительны с краской, смешивайте больше, чем нужно, поверьте – вы всё используете. Берите кисть большего размера, чем вам кажется нужным, или работайте мастихином. Работайте стоя, если можете, используйте все тело для широких и ритмичных мазков по всей доске или холсту, используя свои эмоции для создания следов. Избегайте мелких деталей — это распространенная ошибка новичков. Будьте готовы соскребать высохшую краску и работать заново несколько раз, чтобы создать сложность, текстуру и интерес. Многие из моих работ могут занимать несколько недель или месяцев.
– Используйте ограниченный диапазон цветов, чтобы ваши картины не были мутными – почему бы не попробовать палитру “Цорна” (Anders Zorn (1860-1920) – шведский художник – прим. редакции). Цвета древних египтян – белый, черный, ярко-красный и желтая охра. Я часто пишу именно так, постепенно добавляя другие цвета, это расширение палитры происходит по мере роста мастерства. Главное – добавлять не слишком много!
– Оформление. Никогда не стоит недооценивать то, что рама сделает с вашей работой, особенно, если вы хотите ее продать. Если вы пишете картины стандартных размеров, то затраты на обрамление снижаются, так как вы можете менять картины местами, чтобы посмотреть, как они выглядят. Рамы из простого дерева могут выглядеть хорошо, особенно если на них нанести несколько слоев белой матовой эмульсии из серии “Heritage”. Их можно использовать для «состаривания» рамы.
– Усердно работайте над своим ремеслом, как пианист. Чем больше часов вы посвящаете труду, тем лучше вы становитесь. Для большинства из нас результат — это 90% потовыделения и 10% вдохновения!