После того, как Харальд Зееман в 60-х «изобрёл кураторство», появились специалисты, работой которых стало отсеивать, отбирать, описывать и демонстрировать в правильном контексте работы художников. Так слово «выставка» обрело новое значение, став еще и «кураторским высказыванием». Но с 60-х прошло немало времени, и выставок стало так много, что теперь понадобилось изобрести медиацию и арт-консьерж-сервис — иначе зритель бы окончательно запутался в том, что и как смотреть
Сегодня новыми кураторами — не для художника, но для зрителя, стали арт-агентства. Они занимаются всем: от подбора и доставки произведений искусства на съемочную площадку клиентов до индивидуального сопровождения на Венецианскую биеннале. Вы можете заказать себе день рождения в мастерской художника, забронировать место на аукционных торгах или пригласить лектора-искусствоведа для своего «женского клуба» по пятницам. О любых арт-капризах «за ваши деньги» и о том, как работается в арт-агентстве мы расспросили Ольгу Сивель, со-владелицу THE LOBBY Lifestyle.
Всегда интересно узнать историю профессионалов о том, как они оказались в сфере искусства, но давайте попробуем пойти от обратного. Расскажите, как современное искусство появилось в вашей жизни?
Я профессиональный искусствовед и специалист в сфере арт-бизнеса, чей путь в мир современного искусства начался еще в университете в Санкт-Петербурге. Уже тогда я активно участвовала в организации выставок и была глубоко погружена в процессы сферы искусства. Но настоящий прорыв случился в 2014 году, когда я приняла участие в биеннале Манифеста 10 в Эрмитаже. Этот опыт открыл мне доступ к международной арт-сцене, позволил завести контакты с ключевыми фигурами в области современного искусства и дал возможность разрабатывать проекты в Санкт-Петербурге и Москве, привлекая в том числе и международных художников.
Чуть позже, в 2017 году, я получила приглашение возглавить новый уникальный проект — Рижскую биеннале современного искусства (RIBOCA). Это событие стало одновременно и вызовом, и шансом развить институцию с нуля, сделать ее важной платформой для взаимодействия, вдохновляя и объединяя художников, кураторов и зрителей в Латвии и за ее пределами.
Сегодня, имея за плечами более 15 лет уникального профессионального опыта в сфере искусства, у меня есть возможность работать в международном контексте с ключевыми участниками арт-сообщества — от художников и кураторов до коллекционеров и институций. Мой опыт охватывает различные аспекты арт-бизнеса, включая стратегическое развитие проектов, интеграцию международных связей и создание платформ для взаимодействия. Это позволяет мне создавать динамичные пространства для диалога, где культурные границы стираются, а участники находят новые формы для выражения и сотрудничества.
Очень интересно узнать историю основания агентства. Кто, когда и как придумал и реализовал идею «Лобби»?
Полное название агентства — «THE LOBBY Lifestyle», ungoogleable art of living for a lucky few, — это компания, которая объединяет эстетику высокого уровня с уникальными возможностями для осознанного отдыха и культурного досуга, адресованными для избранного круга, «lucky few». Современная концепция родилась в 2020 году на волне глобальных изменений: именно тогда, во время пандемии, пришла идея создать нечто большее, чем просто агентство — полноценный онлайн и офлайн ресурс, предлагающий клиентам неординарные способы организовать личные события, отпуск и свободное время.
Поначалу проект включал в себя разработку IT-ресурса, который бы функционировал как социальная сеть, связующая людей, для которых искусство жизни — это не просто метафора, а настоящая философия. Наша идея заключалась в создании пространства для общения и обмена опытом среди тех, кто разделят наш вкус к качественной, вдохновляющей жизни. И хотя на данный момент сама платформа как стартап еще находится в процессе доработки, THE LOBBY Lifestyle уже разрослось до полноценного сообщества, ставшего для многих проводником в мир, где искусство, осознанность и эстетика сочетаются с исключительным сервисом.
За последние четыре года мы провели множество уникальных мероприятий, предложив клиентам путешествия, вдохновленные искусством, и тщательно продуманные программы для знакомства с культурой и местами, куда обычно доступ имеют лишь «свои». Мы организуем не только события под индивидуальные запросы клиентов из нашего комьюнити, но и собственные авторские программы — например, путешествия в формате «art escape», где каждый момент должен быть насыщен искусством, открытием нового и удовольствием от процесса — будь то винтажный поезд или обед с художником в его мастерской. Иными словами, мы реализуем философию «побега от повседневности», перенося гостей в carefully-art-curated-пространства или продуманные до мелочей маршруты.
Какой, на Ваш взгляд, был самый яркий проект «Лобби»?
Наша компания ориентирована на довольно разнообразную аудиторию — людей разного возраста из разных уголков мира, и даже корпоративных клиентов, поэтому каждый проект без скромности можно назвать «life-time opportunity». Среди особенно запоминающихся проектов, которые мы с удовольствием реализуем, мне очень импонирует детский лагерь на юге Франции под названием «Искусство жить по-французски», который уже три года знакомит юных участников с культурой и традициями региона.
Другие наиболее яркие инициативы — это путешествия для взрослых, такие как посещение Венецианской биеннале, Art Basel с погружением в коммерческие особенности мира искусства, или специально разработанный маршрут «По пути французских импрессионистов». Этот тур предлагает погружение в атмосферу времени великих художников, знакомство с Нормандией, где расцветали импрессионизм и французская культура. Он предполагает личное знакомство участников с мастерами своего дела не только из мира изобразительного искусства, но и из других сфер — от гастрономии до виноделов, ремесленников и кураторов, чье искусство сохраняет дух этого культурно богатого края. Не говоря уже, конечно, о неповторимой природе и архитектуре.
В прошлом году мы организовали путешествие Art Escape в ОАЭ, объединившее в рамках поездки биеннале современного искусства в Шардже и ярмарку Art Dubai — именно здесь нам удалось сломать все привычные клише и стереотипы, часто ассоциируемые с этим направлением. У нас получился маршрут, который не просто знакомил участников с искусством, но и открывал для них аутентичные грани местной культуры — от традиций и архитектуры до гастрономии.
Но одним из самых масштабных и захватывающих вызовов для нашей команды конечно стало проведение частного мероприятия для 150 гостей со всего мира в Латвии — за две недели нам нужно было создать событие в стиле «Burning Man». Потребовалось немало усилий, чтобы создать по-настоящему иммерсивный опыт, включавший в себя и живые музыкальные выступления, и захватывающие инсталляции, и театральные перформансы. Благодаря нашему международному опыту и широким связям в арт-сообществе, нам удалось создать многослойное пространство и атмосферу, где искусство и опыт слились воедино. Для меня именно этот проект стал примером того, что мы можем организовать мероприятие любой сложности и масштаба.
2024 год подходит к концу. В «Лобби» уже загадали желания на Новый 2025 год?… Кажется, в бизнесе это называется «рабочие планы»
В начале 2024 года стало очевидно, что интерес к нашим путешествиям и проектам стремительно растет: более десяти человек одновременно написали нам с вопросом о предстоящих поездках, чтобы заранее забронировать места и не упустить возможность. Это стало подтверждением востребованности того формата, который мы создаем — путешествий, наполненных смыслом и осознанностью.
Поэтому сейчас мы активно работаем над обновлением сайта и социальных платформ, чтобы представить новый контент с прошедшего сезона и поделиться планами на следующий год. Это позволит нам ярче показать прошедшие события, которые нашли отклик у нашей аудитории, а также вдохновить наших клиентов и подписчиков предстоящими проектами и возможностями, которые мы готовим. THE LOBBY переполнено планами — как творческими, касающимися новых маршрутов и проектов, так и административными, которые позволят нам более эффективно выстраивать собственную работу. И мы с нетерпением ждем возможности их реализовать.
Проекты The Lobby в социальных сетях и в интернет-поисковиках сложно, а официальный сайт и аккаунт в запрещённой соц. сети представляют собой скорее «визитку», а не полноценную рекламную и рабочую площадку. Но так выглядят соцсети не только у вашего агентства, но и у многих галерей, художников, фотографов, кураторов. Как вы думаете, сфера современного искусства и социальные медиа «не подружатся»? Социальные медиа не являются приоритетной площадкой для работников арт-сферы? И почему так происходит?
Работа с современным искусством — это прежде всего глубокая и, порой, довольно личная деятельность. Многие галереи, художники и кураторы предпочитают менее публичные, более целенаправленные каналы общения, которые позволяют донести до зрителя или коллекционера глубокие смысловые слои, которые не всегда удается передать в форматах соцсетей. К сожалению, та ситуация, о которой вы говорите, действительно нередка — что многим сложно переработать в цифровой формат то, что зачастую требует кардинально другой пространственной репрезентации.
Искусство часто стремится к более вдумчивому восприятию, требующему времени, чтобы установить связь между произведением и зрителем. В результате соцсети часто воспринимаются как ограниченная по своей сути платформа для представления искусства, и это снижает интерес арт-сообщества к ним как к основному каналу взаимодействия. На мой взгляд, это довольно естественно — у профессионалов арт-сферы есть свои особые места общения и продвижения, такие как специализированные выставки, биеннале и частные показы, которые имеют гораздо большее значение в работе и не всегда требуют широкой публичной огласки.
Тем не менее, мне кажется, что социальные сети могут прекрасно дополнять другие каналы, если их правильно использовать. Но в случае публичного аккаунта LOBBY проблема сейчас состоит в нехватке времени, которое требуется для того, чтобы переработать тот огромный пласт визуальной информации, который мы генерируем. Многое удается отобразить и передать в живом времени, и наши клиенты с удовольствием следят за нашими публикациями в сториз и личных аккаунтах, например. Для нас главное, что нас рекомендуют лично, и это самая лучшая реклама. Я с удовольствием веду свой личный аккаунт, просто в нем чуть меньше профессиональной ответственности, выстраивания визуального и интеллектуального ряда постов — для меня это в первую очередь удобный инструмент для самовыражения и трансляции интересного для меня контента или ежедневных событий. И несмотря на это, я зачастую получаю слова благодарности от клиентов и подписчиков, которых вдохновляют мои фотографии и материалы из путешествий, проводимых агентством — для меня нет ничего важнее такой искренней личной коммуникации.