Мы поговорили с фотографкой – Алиной Утробиной о том, как переезд повлиял на её снимки.
Алина, год назад ты переехала из Петербурга в Тель-Авив, изменился ли твой взгляд как фотографа из-за переезда?
Да, я думаю, значительная часть характеристик фотографии зависят от окружения фотографа: так, я начала замечать, что мои цвета стали ярче, усилилась контрастность, я полюбила «киношный» горизонтально вытянутый формат, мне хочется вместить в картинку больше и добавить эмоций героям – все это связано с особенностями жизни в Израиле.
Зависит ли жанр съемки от страны? Какие кадры ты реже снимаешь в Израиле? А какие в России?
В Израиле я открыла для себя стрит-фотографию. В Петербурге мне не нравились даже работы других авторов в этом жанре, и уж точно я не видела в этом себя. Израиль покорил меня колоритом улиц, своими людьми. Я в безумном восторге от того, как выглядят религиозные иудеи различных школ, мусульмане на рынках, туристы из разных стран – вся эта безумная смесь людей и традиций, которая лучше всего чувствуется в Иерусалиме: сейчас меня особенно привлекает именно этот город. Изначально мне хотелось зафиксировать радикальную смену окружения, в первую очередь для себя, но сейчас это стремление превратилось в основное направление моей фотографии. Напоминает рыбалку – очень азартно и легко увлечься.
В Петербурге я снимала в основном в студиях, там есть интересное оборудование и недорого, по сравнению с Израилем, обходятся сами съемки. Но даже если бы мои любимые петербургские студии перенеслись сюда, я бы все равно предпочла снимать иерусалимскую улицу, поскольку такой разнообразной натуры в рамках одной страны я еще не встречала.
Твои фото очень продуманные, в них нет лишних деталей, все расположено строго на своих местах. Как тебе удается получать такие кадры в жанре стрит-фотографии, просто снимая обычных людей на улицах?
Дело в постобработке.
Я долго не могла решиться снимать стрит-фотографию, боялась агрессивной реакции, непонимания, пока однажды не нашла отличный способ: просто вешать фотоаппарат на шею и, выключая в настройках звук фокуса, просто незаметно нажимать спуск, смотря в сторону от «объекта» и делая вид будто я просто расслабленно прогуливаюсь с рукой на камере.
Конечно, это спорно с этической точки зрения, я бы предпочла спрашивать разрешение на съемку, но тогда пропадает самое ценное в стрит-фотографии – момент. Поскольку все фото сделаны на ходу, в итоге получается много неудачных кадров, с обилием лишних деталей. Сделать из случайного кадра продуманную композицию мне помогает только фотошоп, я часто люблю «приврать»: мне не кажется это чем-то противоречащим репортажной съемке, так как все эти снимки – лишь вольный пересказ того, что я вижу на улицах, а не прямое цитирование.
Какую роль играет постпродакшн (прим. postproduction) в твоем творчестве? Насколько для тебя важны цветокоррекция, кадрирование и прочие технические приемы?
Как я уже упоминала, постпродакшн играет огромную роль в создании моих фотографий. Даже не знаю, какой процесс для меня более важен и любим: сама «охота» с камерой на улице или отбор и обработка кадров. Благодаря работе с цветом и кадрированию я могу усилить эффект от фотографии и сделать композицию острее, а с помощью разных штампов и заплаток – избавить зрителя от отвлекающих, ненужных деталей во благо общей образности.