Рассказ о том, как художник “надул” инсталляции в центре Лондона.
Джейсон Хэйкенверт (Jason Hackenwerth): Меня всегда завораживали карнавальные аттракционы, самолеты и практически любое транспортное средство, которое поднимается вверх, быстро едет или мчится по воде. Для меня эти захватывающие ощущения являются освобождающими. Они вызывают мгновенную привязанность к настоящему моменту, где все остальное исчезает.
Точно так же, когда я работаю над своими скульптурами, я чувствую себя очень настоящим и связанным с процессом. Это почти, как если бы процесс работы стал настолько увлекательным, что я вошел в своего рода портал в бессознательное. Для меня это очень важно, потому что я всегда был убежден, что работа, которую я делаю, уже существует в этом мире, но благодаря моим медитативным усилиям я могу проявить ее в физическом измерении.
Поскольку мои работы нелегко разместить на земле под открытым небом, я часто создаю такие скульптуры, которые можно надеть на что-то, и при их надевании возникает элемент перформативности. Это дает возможность донести до зрителей удивительный опыт, который я получаю во время работы.
В определенный момент я понял, что хочу сделать скульптуры гораздо больше, чем формы, которые я мог бы носить на своем теле, но я не хотел терять перформативный аспект.
Моим решением было создание работы, которая крепилась бы к корзине шарнирных подъемников, чтобы её можно было поднимать высоко в воздух и перемещать. Еще интереснее было поставить две скульптуры рядом и создать некую хореографию, чтобы большие формы могли взаимодействовать друг с другом и устраивать своеобразное “шоу”.
В течение нескольких лет я предлагал эту концепцию нескольким кураторам и директорам организаций, но казалось, что никто не хочет рискнуть. Пока, наконец, Энди Брайдон, куратор и директор Curated Place в Манчестере (Великобритания) не поддержал эту идею и не помог воплотить ее в жизнь.
За две недели мы сделали несколько скульптур и разместили их в ключевых местах Манчестера, где под ними собирались толпы людей. Важно отметить, что все скульптуры сделаны из 100% натурального биоразлагаемого латекса
Часто бывает так, что я лучше понимаю свою работу после того, как у меня появляется возможность по-настоящему посмотреть и увидеть ее, уже после того, как я побывал внутри творческого процесса, создавая ее.
В случае с “Бум-бумами” я обнаружил, что скульптуры не только продолжают выражать все мощные преобразующие идеалы, присущие этим работам. Взаимоотношения механизмов оказались более глубокими, чем я предполагал.
Возникла двойственность, говорящая о твердости и мягкости, мужском и женском началах, Альфе и Омеге. У меня уже несколько раз была возможность устанавливать скульптуры на подъемники, и это всегда забавный и интересный опыт как для меня, так и для зрителей.
Каково это искать человека, который сможет воплотить твой проект несколько лет?
Мне всегда казалось, что эта идея рано или поздно осуществится. Даже когда я пытался убедить потенциального куратора или продюсера позволить мне сделать это, а они отказывались, я всегда помнил, что они должны учитывать, что лучше для их аудитории и сообщества. Я не думаю об этих вещах как об отказах, а скорее, как о том, что время и место просто не совпали, и правильная ситуация ещё наступит. И, конечно, она точно наступит! Я всегда говорю: “Каждая снежинка падает в свое место”. Это и есть окружающая жизнь.
Как вы искали куратора и спонсора? Потому что в случае с паблик-артом это кажется намного сложнее, чем с более классическим искусством.
В общем, они сами ко мне обращаются. Раньше я каждый год участвовал в ярмарках искусства и делал это в течение нескольких лет. Когда продюсеры, кураторы и режиссеры видят мои работы, они часто сразу же обращаются ко мне и спрашивают, могу ли я сделать для них проект, если у них намечается что-то, для чего им нужна большая выразительная работа.
Как вы согласовывали размещение вашей работы с городскими властями? Потребовались ли для этого какие-то специальные документы? Вы сами арендовали подъемники или все сделал ваш куратор?
Это были детали, которые проработали Энди Брайдон и Curated Place. Я полагаю, что они были частью муниципальной программы искусств и поэтому были связаны с государственными органами, которые могли давать эти назначения и разрешения.
Что вы посоветуете художникам, которые хотят реализовать свои проекты на открытом воздухе, но не могут найти финансирование или команду поддержки?
Я бы сказал: никогда не сдавайтесь. Начните с малого и принесите свои работы в оживленное место, где будет аудитория, на которую вы надеетесь. Просто покажитесь со своей работой и сделайте так, чтобы вас увидели и заметили. Просто делайте то, что можете, и в конце концов другие начнут помогать.
Всегда приятно достичь чего-то захватывающего. Каждый опыт — это целый мир, открывающийся в трудностях, которые мы преодолеваем.