Раздел “Икона сегодня” знакомит читателя с мастерами современной иконы, рассматривая иконопись в качестве легитимного жанра современного визуального искусства. Героем данного материала стал настоящий визионер российский иконописец Сергей Животков.
Расскажите, как вы начали заниматься иконописью?
Иконопись я полюбил еще в Суриковском институте, тогда же начал ею заниматься. Я учился в мастерской Евгения Николаевича Максимова — профессора монументальной живописи и народного художника России. Моя любовь к иконописному делу началась с живописной практики в Великом Устюге и копийной практики в Ростове Великом, а также с изучения икон XVII- XVIII веков — с иконы русского барокко.
Что делает икону современной?
Современной и даже вневременной икону делает отношение художника к тому, что он пишет. Ведь насколько он сам будет правдив перед собой, насколько его жизненный путь, образование, учителя и даже пейзаж за окном гармонично войдут в его работу — настолько ему и поверят, настолько сердечно примут икону в храме и настолько долго она сохранится, хотя бы в памяти людей.
Какие сюжеты вам наиболее близки?
Ближе всего мне иконы Богородицы. Сам не знаю почему, но чаще всего я писал именно Её образ.
Какой процент ваших работ выполнены на заказ?
Практически все мои церковные работы выполнены на заказ, и я не вижу в этом ничего предосудительного. По сути, задача художника-монументалиста и заключается в создании органичного единства между храмовой архитектурой и его иконостасом. Это очень увлекательно и интересно.
Как вы оцениваете ситуацию с иконописью в России на данный момент?
С одной стороны, у нас царит смешение, усреднение и упрощение всех стилей и эпох — и, тем самым, уничтожение русской церковной традиции в целом. Когда, например, современная храмовая архитектура или роспись одновременно похожа на Византию, древнюю Русь и классицизм, то в результате теряется как ее облик, так и выразительность.
С другой стороны, нередко встречается так называемый “церковный модернизм”, который принимает и в архитектуре, и в иконописи порой совершенно чудовищные формы. Некоторые современные храмы имеют такое странное обличье, что в нем видится какой-то злой, странный мир, которому противится душа, а иконы в таких храмах — это дикий сюрреализм, граничащий с идиотизмом.
Наконец, с ещё одной стороны мы имеем некий “церковный андерграунд”, борющийся с официальным церковным искусством. Вот только всегда можно отличить по-настоящему наивного и простодушного художника от высоко образованного и искушенного в своем деле мастера, который только хочет казаться простым и “народным”. Подобное искусство у меня не вызывает доверия, я называю его “буржуазным юродством”. Интересно, что такие работы всегда пишутся именно на заказ
Поэтому, в целом, ситуацию с иконописью в России на данный момент я оцениваю плоховато.