Тексты: Игорь Каплун
Спаситель.
Есть классические иконные сочетания, которые за долю секунды дают понять “зрителю в теме”, что это и откуда. Так происходит и в мировой живописи: я сразу узнаю Джотто, Рембрандта, Моранди и Модильяни. Даже если разбудить ночью и показать при свече вверх ногами.
Так вот в иконе есть такое сочетание “жаренных” охр с чем-нибудь холодным. Чаще синька, но бывает зеленка.
У меня не часто такое сочетание вылезает, но вот вылезло.
Две фотографии одной инстаграммной художницы.
Хорошая живопись всегда выдергивает из реальности. Привычной реальности. Наверное, у музыкантов это происходит со звуками, у поваров с запахами. Бытовое “смотрение” вдруг уходит на второй план, и начинается смотрение диафрагмой (по Сутягину). Художник говорит не “Смотри: это ваза”, а ” Смотри: как красиво”.
И если зритель готов поиграть в эту игру, где главный персонаж цветовые отношения, то он попадает в этот мир, созданный художником. А в этом мире интересно. И красиво. Как ребёнку: ему всегда интересно и красиво.
Руки дошли до коробки с пигментами.
Для меня много материала ассоциируется с богатством. Чем больше красок, кистей, досок, тем шибче искусство.
Всё-таки, для художника важен комфорт в работе. Работа и без нужды в материалах ставит задачи, которые нужно решать.
И хотя не проблема заменить одну краску другой, или замешать замес из трёх других красок, приятно, когда банки целые.
Святитель Николай.
Хорошо, что есть серебро и золото, и оно как-то работает вместе с краской. Если убрать всю эту искусствоведческую патину про символичность золота, то, конечно, оно даёт ходы и выходы для художника.
Интересно найти тон, цвет для отражающей и блестящей поверхности. У меня серебро всё равно не даёт флер торжественности и богатства, но какой-то эффект даёт.