Композиция случайностей

Шейла Крюгер – бразильская художница, создающая коллажи и ассамбляжи. От её работ веет очарованием старинных безделиц, а люди с фотографий из прошлого становятся героями настоящего.

Шейла Крюгер

Как проходил ваш карьерный путь? 

До того, как я стала художником по коллажам и ассамбляжам, я была и все ещё остаюсь арт-терапевтом. Так что у меня и прежде был непосредственный контакт с искусством во многих его формах. Я работаю с пожилыми людьми в домах для престарелых, предлагая им поэзию, музыку, живопись, театр и, конечно же, коллаж и ассамбляж в качестве возможностей для художественного самовыражения.

Свою карьеру художника я по-настоящему начала во время пандемии. До этого я воспринимала коллаж скорее как хобби. В период изоляции я могла провести целый день за созданием коллажей. К концу дня на руках у меня оказывались по пять-восемь коллажей. Моя семья и близкие друзья посоветовали тогда мне завести профиль в Instagram (прим. продукт корпорации Meta, признанной террористической организацией на территории России) — так я в итоге и сделала.

Отклик оказался намного теплее, чем я ожидала, и вскоре я начала продавать свои работы в другие страны. Кроме того, мне повезло работать над коллажем к пьесе «Три сестры» Антона Чехова и подготовить персональную выставку «От молчания к поэзии».

Шейла Крюгер

Ваши работы в массе своей являются фотоколлажами. Как вы пришли к этой технике? 

Слово “коллаж” является производным от французского глагола coller, что буквально означает ‘склеивать’. Можно в двух словах упомянуть, что коллаж возник в середине XII века в Японии, когда придумали писать стихи поверх наклеенных вырезок из бумаги и тканей. В XIX веке с возникновением фотографии появились и первые составные фотографии, представлявшие собой фотомонтажи из нескольких фотографий. А в начале XX века, во времена развития кубизма, коллажные техники в свои работы начали включать Пикассо, Брак и Грис. С тех пор этот прием применялся во многих других движениях: футуризме, сюрреализме, дадаизме и т.д.

В начале своей карьеры я использовала только бумагу и изображения. Но постепенно я почувствовала необходимость включать в свои коллажи и фотографии, а также иные материалы — ткани, кружева, посуду (обычно в виде осколков) — и получила в результате ассамбляжи.

Выражение “ассамбляж” возникло в 1950-х годах и также является французским термином, означающим ‘сборку’. При работе над ассамбляжем можно использовать любые материалы.

Шейла Крюгер

Каков ваш рабочий процесс, не могли бы вы описать его этапы?  

Мой рабочий процесс происходит из всеобъемлющего проявления свободы и бессознательного и ведет меня по какому-то собственному пути — подобно тому, как в сеансе психоанализа свободно брошенные слова всегда в итоге ведут к чему-то важному. Работа начинается в тот момент, когда я впервые сталкиваюсь с какими-то новыми изображениями и объектами. Или, точнее, когда эти образы и объекты находят меня. И для развития мне необходимо, чтобы интересные материалы “находили” меня достаточно часто. 

Имея на руках как новые материалы, так и уже имеющиеся, я занимаюсь налаживанием между ними различных “связей”, пока не почувствую, что все готово и больше делать нечего. Установление этих связей часто происходит совершенно случайным образом. Клочок бумаги, незакрепленная деталь, старый образ, который я вдруг увидела в нужный момент — и внезапно вся композиция обретает смысл, сливаясь в единое целое. Поначалу я предпочитаю не склеивать элементы композиции между собой, просто бережно храня их вместе. Ведь наверняка в будущем мне захочется с ними поиграть, раскрыть их новые стороны… Создание полноценной работы порой может занять у меня лишь несколько минут. Другие же работы могут потребовать намного больше времени. 

Сейчас, когда я работаю над заказами для других людей, в рабочем процессе чаще превалирует моя рациональная сторона, ведь мне нужно создавать коллажи в соответствии с пожеланиями моих клиентов. И часто для меня это становится целым вызовом, на который я, впрочем, всегда отвечаю с огромным предвкушением и даже радостью.

Шейла Крюгер

Можно ли сказать, что основная тема вашего искусства – это “память”? 

Память, безусловно, является основным направлением моей работы. Я обращаюсь к ней за тайнами, поэзией, мечтами и тишиной. Я будто путешественник во времени — всегда возвращаюсь к какому-то моменту, чтобы восстановить какую-то историю или придать ей новый смысл. Каждую свою работу я сопровождаю стихотворением, которое нахожу специально под данный коллаж, — и именно это сочетание визуальности с лиризмом, как мне кажется, отдается эхом в сердцах зрителей, которые глубоко чувствуют мои работы. 

Шейла Крюгер

Как вы подбираете детали для своих коллажей?

В комиссионных магазинах, на блошиных рынках и антикварных ярмарках. Я ищу заброшенные безделушки, полные своих историй, — чтобы затем их переосмыслить и вдохнуть в них новую жизнь. Иногда эти истории приходят ко мне, когда я просто иду по улице. Кроме того, я использую предметы и фотографии из своей частной коллекции: ее основа перешла ко мне от моей бабушки по материнской линии, — что для меня имеет особое значение. Моя бабушка всегда была для меня убежищем и опорой, а также примером настоящей воительницы, не боявшейся ничего и никогда не терявшей того самого огонька в глазах. Ее воспитание, вещи и слова неотрывно присутствуют во мне и моем творчестве. Наконец, все мои решения относительно состава коллажей скорее “чувствуются”, чем “видятся”. Таким образом, отбор элементов для композиции по большей степени определяется самими образами и объектами, а не моим своевольным решением.

Шейла Крюгер

Share
Share