Гендерное неравенство остаётся актуальной проблемой. Несмотря на значительный прогресс в различных сферах жизни общества, арт-среда продолжает сталкиваться с предвзятым отношением и ограничениями, которые мешают женщинам полностью раскрыть свой творческий потенциал. В данной статье, опираясь на отчет финансового холдинга UBS, мы рассмотрели долю женщин-художниц в арт-среде, а также связанную с ней финансовую прибыль галерей. Эксперты поделились своим мнением о том, какие факторы мешают художницам развиваться и как изменение этих факторов может повлиять на развитие искусства в будущем.
Меньше лирики, больше цифр.
Давние партнеры финансовый холдинг UBS и сеть арт-ярмарок Art Basel недавно дополнили готовой отчет о состоянии рынка искусства на 2023 – 2024 гг. В отчете, подготовленном экономистом и специалистом в области культуры Клэр МакЭндрю, представлены всесторонний макроанализ международного рынка искусства, ключевые тенденции его развития в контексте общих экономических изменений. В нём особое внимание было уделено вопросу репрезентации искусства, созданного женщинами. Исследования выявили, что во время пандемии галереи с меньшим количеством художниц-женщин столкнулись с более значительным снижением продаж по сравнению с 2019 годом.
В 2022 году также была обнаружена положительная корреляция между количественным представлением художниц в галереях и результатами продаж:
- Галереи с менее 20% художниц столкнулись со стагнацией и снижением продаж по сравнению с предыдущим годом, тогда как галереи с более 80% художниц продемонстрировали значительный рост свыше 20%.
- Галереи, в которых доля художниц составляет менее 50%, столкнулись со снижением продаж на 4%. В то же время галереи, где художницы представлены в количественном соотношении 3\4 по отношению к мужчинам и более, продемонстрировали относительную стабильность по сравнению с предыдущим годами.
Трудно доказать прямую причинно-следственную связь между продажами и количественной представлённостью художниц без дополнительного анализа данных со стороны UBS. Однако, можно точно утверждать, что увеличение доли художниц связано со стабильностью продаж.
Однако спрос на художниц со стороны коллекционеров отстаёт от этого показателя. До 2020 года, несмотря на то, что доля размещённых работ в среднем составляла чуть более 30%, только около 18% запросов касались произведений, созданных художницами. Тем не менее, количество онлайн-запросов о деятельности женщин-художниц и об их работах, показывает стабильный рост – показатели достигли 24% в 2023 году.
На графике видно, как растёт доля произведений искусства, размещённых в интернете, и количество запросов на произведения, созданные женщинами. В период с 2019 по конец 2023 года доля опубликованных работ выросла на 20%, в то время как количество запросов увеличилось на 43%.
Процент работ женщин-художниц, представленных на аукционах Artsy, остаётся самым низким, но всё же имеет небольшой рост: с 13 % в 2016 году до 14 % в 2023 году. Эти показатели отражают общую ситуацию на рынке аукционов, где, несмотря на успехи некоторых женщин-художниц, общее количество работ, выставляемых на торги, остаётся небольшим.
Как гендерная дискриминация отражается на отечественной арт-сцене и какие попытки совершаются для улучшения проблемы
Одна из причин гендерного неравенства в современном российском искусстве заключается в том, что исследователи, несмотря на усилия феминистской критики, всё ещё находятся под влиянием патриархальной культуры и сталкиваются с трудностями при попытке применить новые подходы к анализу и интерпретации произведений искусства, созданных женщинами. Различные художественные институции, зачастую на Западе, пересматривают художественный канон в пользу более гендерно-сбалансированного взгляда.
Так, в 2007 году в Бруклинском музее появился Центр феминистского искусства имени Элизабет А. Саклер (историка, феминистки и коллекционера). Его задачей стало продвижение творчества женщин, он стал не только выставочной, но и образовательной площадкой. Академия изящных искусств в Пенсильвании приняла смелое решение для расширения женской коллекции. Они продали картину Эдварда Хоппера «Восточный ветер над Уихокеном» (1934) за $40,5 млн. С тех пор академия закупила в пять раз больше произведений, созданных женщинами, чем в среднем американские музеи. В 2019 году Музей современного искусства Сан-Франциско принял аналогичное решение. Чтобы расширить свою коллекцию и восполнить пробелы в истории искусства, музей продал произведение экспрессиониста Марка Ротко за $50 млн. На вырученные средства были приобретены работы Леоноры Каррингтон, Лигии Кларк, Альмы Томас и других современных художниц. Венецианская биеннале, одна из самых престижных международных выставок, стала революционной в 2022 году. Куратор Чечилия Алемани выбрала работы 213 авторов, и 192 из них — женщины. За всю столетнюю историю биеннале ещё не было события, на котором большинство произведений создали бы женщины.
В рамках ежегодной программы «Музей года» Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow выделил ₽1,8 млн на закупку новых произведений в коллекцию пермского музея современного искусства PERMM. Музей отобрал 23 работы российских художниц и одного художественного дуэта. До этого момента в коллекции музея искусство художниц составляло 16%, после пополнения собрания благодаря Фонду Cosmoscow это соотношение увеличилось до 19%. Конечно, ₽1,8 млн рублей это совершенно скромная сумма, по сравнению с затратами западных институций на программы в поддержку женщин-художниц. Но подобный опыт является видным прецедентом, который поднимает важную проблему, которая до сих пор остается белым пятном на российской арт-сцене.
Василиса Дмитриева, арт-менеджер петербургской галереи Name комментирует проблему гендерного неравенства следующим образом:
«Тенденции на популяризацию феминистского искусства есть, особенно на международном уровне, вспомнить ту же 59-ю Венецианскую биеннале, где количество женщин и небинарных персон впервые превалировало над мужчинами-художниками. Репрезентации становится все больше не только в международном поле, но и в российском. Но художниц все еще меньше, чем художников, и это до сих пор связано со стереотипами и недоверием к женскому искусству. Во многом причина кроется в отечественном образовательном процессе. Теоретически, сейчас у всех есть достаточно возможностей учиться и развиваться в художественном плане, и исследовать темы без цензуры, но фактически эту среду нельзя назвать поддерживающей для женщин. Арт-среда не является исключением или спасением от гендерных предубеждений, от сексизма, от харассмента. Говоря о классическом образовании, в Академии художеств 18 персональных учебных мастерских *( прим. — на июнь 2024 года) находятся под управлением мужчин, то есть наставники-мужчины обучают художников. И практически все из них старого советского строя и патриархального взгляда. Конечно, везде и всегда есть исключения, но как галеристка, взаимодействующая с разными художниками и художницами, я часто наблюдаю такие отзывы. Встречала случаи, когда многие женщины просто уходят во время обучения, или даже боятся пробовать поступать, потому что их заранее пугают сложностью программы. А из тех, кто окончил обучение, велик процент тех, кто перестал заниматься художественной деятельностью. Причины разные — перегорание, неуверенность в своих способностях, подпитка этого чувства недостаточности со стороны общества. О подобном опыте от женщин я слышала гораздо чаще, чем от мужчин. Пока что отечественная арт-сцена это доминирующая мужская среда со своими сложившимися укладами и моделями отношений и обучения. Что касается дальнейшего развития художниц — среди галерей тоже имеются предубеждения насчет «женского» искусства. Оно якобы недостаточно сильное, недостаточно масштабное (говоря про современных российских художниц). Я стараюсь искать и продвигать именно художниц, потому что я тоже хочу таким образом вносить свой вклад в современное искусство и в устоявшиеся«принципы» работы с ним».
Александра Грудкова, создательница арт-резиденции Mauvais Ton, художница, отмечает следующее: «Я тоже наблюдаю, что среди художников и деятелей искусств девушек и женщин сильно меньше. Я рада, что благодаря арт-резиденции у меня есть возможность поддерживать бóльшее количество художниц, дать им безопасное место для экспериментов и усердной работы. Арт-резиденция, как любое творческое объединение — это не только мастерская, но еще и дискуссионный клуб, креативное бюро, лаунж, нетворкинг и обмен ценными навыками. Объясню почему для меня важно, чтобы Mauvais Ton была не просто площадкой-мастерской в субаренду или что-то вроде того. На мой взгляд основные трудности, с которыми сталкиваются девушки художники — это нереализованная потребность в прекрасном, удобствах, комфортном общении с единомышленниками. Думаю, сейчас я в большей мере закрываю эти потребности для своих резиденток. Я сама женщина и еще полтора года назад (до запуска Mauvais Ton) задумывалась о собственной мастерской. Площадки обычно доступные в аренду за умеренную плату на одного или двоих — это крохотные комнаты с одним окном без удобств, где ты отрезана от других людей и любых социальных взаимодействий, кроме как онлайн и возможно шумных соседей или бесконечной тишины в виду их отсутствия. Иногда это хорошо, но развиваться конкурентно в таких условиях невозможно. Кстати, если спросить девушек (резиденток), многие из них пришли, имея опыт отдельной мастерской, но ко мне они обратились в первую очередь из необходимости в теплом комьюнити и эстетике пространства.
Почему в особенности девушки художники зачастую не могут позволить себе персональную просторную эстетичную мастерскую со всеми удобствами? На мой взгляд, потому что это дорого. Если ты только начинаешь свой художественный путь у тебя зачастую еще не покупают работы и твоих финансовых возможностей с трудом хватает на закупку материалов для написания новых работ в портфолио или даже «в стол». Но ведь хочется быть довольной, привлекательной и ухоженной, делать себе подарки и т.д., а это все требует дополнительных денежных средств. Так что если за плечами художницы нет изначальной твердой финансовой поддержки закрывать женские и художественные потребности одновременно очень проблематично. Формат резиденции помимо прочего помогает освободить финансы и закрыть эти потребности».
Гендерная дискриминация на арт-сцене является актуальной проблемой, которая проявляется в различных формах и уровнях. Она влияет на доступ к образованию, профессиональному развитию, участию в выставках и других культурных мероприятиях. Для преодоления гендерной дискриминации необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение осведомлённости о проблеме, создание равных возможностей для всех участников арт-процесса и поддержку талантливых художников вне зависимости от их пола. Долгое время женщины-художницы находились в тени более успешных авторов мужчин. Но в последние годы ситуация имеет тенденцию к изменению – искусство, создаваемое женщинами, становится все более заметным на международной арт-сцене, так и в России.