Роль кураторов в развитии современного искусства

Главный куратор фонда современного искусства MaxArt, член редакционного совета «Художественного журнала», экс-куратор ГЦСИ и ГМИИ им. Пушкина Мария Калинина рассказывает о симбиозе творцов и кураторов в современном искусстве

Курица или яйцо: как родилась профессия куратора

В XX веке художественные процессы развивались бурными темпами: искусство менялось, обновлялось и адаптировалось к совершенно иной социально-политической картине мира, и со временем стало понятно, что зрителю требуется не только иной подход к созданию искусства, но и совершенно новая форма его репрезентации. Куратор как автор выставки появляется на сцене как раз в конце 1960-х годов. 

В этот же период расцветает концептуальное искусство, утверждается представление о нем как о «чистой идее». Например, художник Уолтер де Мария в 1977 году создает инсталляцию «Вертикальный километр земли» – километровый гвоздь, вбитый в землю. Стороннему наблюдателю, который не знает о существовании гвоздя в земле, остается лишь смотреть на его обозначение на стальной плите. Метафора от де Марии описывает перерождение искусства довольно реалистично: произведение редуцировалось до чистой идеи и концепция постепенно вытеснила восприятие. А где идея – там ее толкователи. 

Еще один важный момент, способствовавший развитию роли куратора в этом новом, заново открывающем себя мире искусства – бунтарство в искусстве. Экономика и культурные формы в послевоенные годы изменились, но каноны, которые существовали веками, а также консервативная ментальность зрителя, не могли исчезнуть одновременно. 1960-е дарят нам плеяду кураторов, чьи новаторские выставки полностью меняют ландшафт художественной сцены, их имена: Харальд Зееман, Сет Сигелауб, Люси Липпард и Вим Беерен. Сегодня их экспериментальные проекты стали классикой, их опыт повсеместно используют художественные музеи всего мира. Они стремились сделать выставку самостоятельным художественным высказыванием, которое не сводится к сумме выставленных произведений. И преуспели. 

Можно сказать, что куратор – профессия на стыке социального и художественного, которая неизбежно появилась с рождением новых форм искусства. А ключевая задача такого специалиста– попытка выработать экспозиционный язык репрезентации для нового типа работ и художников. Если вам интересно больше узнать об этом турбулентном периоде в истории развития искусства, можно порекомендовать прочесть две ключевых книги об этом ремесле – «5 лекций о кураторстве» Виктора Мизиано, и еще одна полезная книга о кураторстве – «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста. 

Харальд Зееман, выставка «Живи в своей голове. Когда отношения становятся формой» 1969

Задачи и черты профессии

Основная функция куратора современного искусства – поддерживать и заботиться о художниках. Конечно, не в банальном смысле: куратор исследует деятельность художников, поддерживает с ними диалог, выстраивает дружескую связь, коммуникацию, и за счет этой коммуникации создает выставки вместе с авторами. Выставление произведений – несомненно, важная и ключевая функция, но не единственная. 

Куратор – связующее звено между акторами в мире искусства. Поддерживать интерес искусствоведов и исследователей к работе художников – одна из основных “рутин” ремесла. Это главная и постоянная забота профессионала, без которой все остальное буксует. 

Однако не стоит путать куратора с искусствоведом или галеристом. Историк или теоретик стремится к концептуализации, которая собирает элементы всего анализа в одну единую «форму», и в итоге это становится целостным фундаментальным знанием. А кураторская мысль больше стремится собрать своего рода ощущенческое знание в единый проект или выставку, которая в результате приводит к дроблению на темы, а не к единству мнения. Именно такая работа оставляет пространство для дискуссий, артист-токов, философских эссе, академических теорий или споров, в которых и рождается истина. То есть кураторство отличается от академических наук своим противоречивым характером, заставляя зрителя менять свою точку зрения о том или ином феномене.

Кураторы – своего рода авантюристы от искусства. Само по себе занятие предполагает постоянное нахождение в эпицентре событий или даже их организацию. Горе тому куратору, у которого нет своей темы, нет своего пула художников, готовых откликнуться на любую причудливую идею или абстрактные кураторские призывы. Скорость рынка искусства увеличивается с каждым годом, и перерыв на размышления может обернуться для карьеры стагнацией. 

Выставка по итогам арт-резиденции фонда MaxArt, куратор Мария Калинина

Другая общая черта профессии – некоторое раздвоение личности. С одной стороны профессионал должен быть реформатором, с другой – предлагать публике эффективную и понятную коммуникацию об искусстве. Ведь именно у куратора зритель будет требовать объяснения идей, а единая картинка должна быть сформирована задолго до открытия выставки, чтобы успеть создать каталог. Именно поэтому анонсам так часто свойственна нейтральность, отстраненность от окончательного ответа. 

Как куратор влияет на повестку в искусстве

Куратор как автор экспозиций и художественных событий формирует дискурс и контекст художественной сферы. На то, о чем он будет говорить, оказывают влияние личные интересы, академический бэкграунд и актуальные социально-философские темы. 

Можно сравнить работу куратора с “ключником”. Он оформляет или вводит новые идеи в общественный дискурс, делает их более яркими и понятными для широкого круга зрителей. Например, в 2010-е годы многие кураторы активно организовывали выставки о скачкообразном развитии цифровых технологий или осмыслили видеоигры как феномен культуры. То, что сегодня нам кажется само собой разумеющимся, еще 10 лет назад было  уделом немногих. И благодаря кураторам эти темы стали частью общей повестки в искусстве.

При этом профессионалы все-таки следуют за видением художников и помогают перевести абстрактные художественные идеи на доступный язык интерпретаций. Это не очень заметная, но принципиально важная деятельность для развития искусства в целом. Однозначно можно сказать, что именно кураторы находят и открывают искусство, которое не было встроено в глобальный контекст и делают его достоянием культуры. 

ST.ART на каждый день: внеочередные материалы и заметки из сферы культуры — в телеграм канале журнала.

Share
Share