Томонари Хашимото – японский художник-керамист, создающий объекты с уникальной фактурой, которая получается в процессе трудоёмкого послойного обжига. В 2019 году Хашимото стал самым молодым лауреатом премии Loewe Craft Prize, а его выставки проходят в мировых культурных столицах. В России работы художника эксклюзивно представлены в галерее искусства и коллекционного дизайна Booroom Gallery.
Мы привыкли к тому, что керамика обычно носит утилитарный характер и применяется в быту. Ваши работы не такие, и даже порой невозможно сказать, что они на самом деле сделаны из глины. Расскажите, насколько вам было важно работать именно с этим материалом? Намеренно ли вы придаете ему такой «трикстерский» вид, при котором керамика не кажется тем, чем является на самом деле?
Мой отец — скульптор, поэтому глина как материал знакома мне с детства. Но изначально керамика меня не интересовала, тем более – керамика практичная. Мне было трудно принять то, что форма моей работы будет искажена обжигом или размыта глазурью. Однако сами ощущения от сырой глины мне очень нравились. Именно так и началась моя работа с керамикой. Я не думаю, что делаю что-то особенное. Я просто наблюдаю за тем, что происходит в печи, и опираюсь на собственный характер и опыт.
Вы сами придумали этот метод изготовления керамики, при котором она становится похожей на металл?
Наверное, один из ключевых феноменов в японской культуре, связанных с керамическим ремеслом, – это, конечно же, культура чайных церемоний. Присутствует ли в вашем творчестве какая-то философия, связанная с этой традицией?
Не знаю, насколько все это непосредственно затрагивает мои работы, но философия данной культуры меня, конечно же, интересует. Как японца, меня вообще интригует японское чувство эстетики и его роль в моих работах. Так, со временем в моих работах меняется цвет. Известно, что в чайной церемонии старение инструментов считается их «ростом», а накопившаяся в трещинках чайная пыль повышает их ценность. Изменяться очень важно.
Формы ваших работ сложны, но в то же время минималистичны. Сколько вам обычно требуется времени, чтобы найти правильную форму?
Я думаю, что задать саму форму можно достаточно быстро, однако мне всегда приходится следить за ней во время сушки, потому что на этом этапе обычно может происходить деформация. После также важно поддерживать форму при обжиге на высоких температурах.
Ваши изделия значительно отличаются по размеру. Сколько времени ушло на изготовление самой крупной вашей работы?
С учетом времени сушки и обжига после формовки – порядка четырех месяцев.
Вы считаете свои работы современным искусством или уникальными предметами дизайна?
Подобные работы трудно поместить в какие-то четкие классификационные рамки. Я думаю, что мой путь, вероятно, проходит по границе между современным искусством и дизайном. Да и сама граница между ними сейчас довольно размыта, как мне кажется.
Расскажите подробнее о премии Loewe Craft Prize и о том, как вам удалось стать ее лауреатом в 2019 году.
Премия Craft Prize была инициирована директором бренда Loewe Джонатаном Андерсоном. Основанный для этого фонд Loewe Foundation, стремится (как указано на их сайте) поддержать талантливых ремесленников, чьи «уникальное художественное видение и стремление к инновациям задают новые стандарты для прикладного ремесла». Приз за проходящий сейчас уже седьмой по счету конкурс работ составляет 50 000 евро. Все работы, вошедшие в шорт-лист, будут представлены на специальной выставке и в сопроводительном каталоге в Париже весной 2024 года.
Я попал в число финалистов со второй попытки, и на тот момент я стал самым молодым лауреатом премии. В 2019 году конкурс проходил в Токио, и привлек тогда большое внимание как в Японии, так и за рубежом. Особое внимание к нему привлекло также то, что выставка конкурсных работ проходила в выставочном зале «Согецу Кайкан», созданном легендарным мастером Исаму Ногучи. Пространство выставки и его синергия с каждой представленной работой были невероятными.