На своем месте

Юлия Кирхгеснер. Портрет Дарьи Коноваленко. 2024 год

Даша – сооснователь агенства CO-WORKING, пиар-специалист в сфере искусства, куратор, автор Telegram-канала и подкаста «В белом кубе». А еще Даша фиксирует и осмысляет происходящее прямо сейчас внутри и вокруг искусства в России, беседуя в своем подкасте с ведущими специалистами индустрии. Сегодня ST.ART осмысляет биографию самой  Даши, летописца сего арт-дня.

«Не быть художником, когда ты потратил на это 15 лет профессионального образования — это абсолютно точно трагедия, —  отвечает Даша на вопрос о решении о смене профессии. — Это сейчас я могу об этом так весело рассказывать, а в тот конкретный момент сказать родителям, что ухожу из института, было, конечно, невероятно тяжело». Несмотря на то, что однажды Даша решилась оставить амбиции художника и бросить учёбу в Строгановке (прим. РГХПУ им. С. Г. Строганова) на факультете монументальной живописи, эта история — про человека на своем месте.

Наше интервью происходит в конце марта. Даша сидит на подоконнике московского музея. Окно закрыто. Прошу тебя не шевелиться. Это портрет. Какая грустная красота. Она только что вернулась после просмотра новых выставок, и через час у нее следующий созвон, а буквально за две минуты до нашего Даша опубликовала пост в своем Telegram-канале (этот канал у меня “с колокольчиком”, если вы понимаете, о чем я). 

Раскладывая на пазлы Дашину биографию, я пытаюсь заглянуть немного глубже ее очевидных карьерных успехов — понять, какие личностные качества помогли ей их добиться.

Специалист по пиару при крупнейшей московской галерее

«Я просто всегда делюсь контактами — вот и со мной делятся в ответ. В каком бы коворкинге я ни работала, я всегда оказывалась в центре больших творческих групп, специалистов из разных индустрий, с которыми было здорово креативить — я за любые коллаборации и творчество в целом. Мне кажется, наше пиар-братство — вообще одна из самых открытых индустрий, мы любим делиться информацией и идеями; да и в целом не помогать друг другу, тем более сейчас, — глупость на грани подлости».

Хорошее чувство стиля, доброжелательная улыбка и профессиональный настрой как первые штрихи к портрету.

Внештатный автор крупнейших изданий (The Blueprint, РБК Стиль, Forbes.ru, Buro 24/7)

«Журналистом себя я не считаю. Я просто люблю писать. У меня очень читающая семья, любимый предмет со школьной скамьи — литература. Плюс мне важно каким-то образом реализовывать свою творческую энергию. Как истинный графоман, я превращаю ее в текст. 

Я давно работаю в пиаре и имею много знакомых среди журналистов. В какой-то момент нескольким из них я предложила свой текст, и он понравился: в России не так много людей, которые в принципе пишут про культуру, в особенности про арт-рынок, и тем более — с юмором.  Во всем этом есть и личный расчет: намного проще выстраивать связи с представителями индустрии (теми же редакциями или пиарщиками других музеев), когда ты и сам являешься пишущим человеком».

В ее статьях легко заметить почти полное отсутствие негативной критики — в то время как большинство медиа-каналов только на ней и держатся. Даша говорит, что сейчас просто время такое: критиковать особо и не хочется, а многое и без критики разрушится своим чередом. Мне запомнилось как в 2022м после посещения Венецианской биеннале Даша писала: «Хочу ли я это критиковать? Да. Но выбираю этого не делать.»

Сооснователь PR-агенства

«Я руковожу различной деятельностью в рамках нашего с Полиной (прим. Полиной Смирновой) агенства. Мы занимаемся не только культурой, но и модой, стилем жизни в целом — да чем мы только ни занимаемся. Мне очень нравится “женить” между собой разные индустрии, делать культуру их частью и даже центром».

В ходе разговора возникает отчетливое ощущение, что этот человек нашел счастье в своей работе. Возможно потому, что осмелился выбрать главной темой своей жизни красоту. 

Магистрант по направлению Arts Administration and Cultural Policy (Лондон)

«Я переехала всего полгода назад, для учебы. И, честно говоря, в ее рамках какого-то особого прорыва пока не совершила — тут просто очень много размеренной академической работы. 

В ближайшем будущем передо мной, конечно, стоит цель обзавестись не меньшим количеством контактов, чем я имела в России. Но осуществить эту цель для эмигранта, к сожалению, не очень просто. Когда ты в своем родном городе привык двери с ноги открывать, а потом переезжаешь — и ты никто. Приходишь на открытие выставки и не знаешь там вообще никого. Это интересно бьет по твоей самооценке и жизненным понятиям. 

При этом если с русской диаспорой в Лондоне я имела хоть какие-то связи, то собственно британское общество оказалось довольно закрытым. Местная же арт-сфера — вообще некий междусобойчик от искусства. С одной стороны все это немного пугает, но в то же время вызывает сильный интерес. Например, я не смогу сейчас назвать вам всех главных журналистов каждого из британских медиа или представителей конкретной институции, как могла сделать это в России. Поэтому я над этим очень много работаю: сейчас это прямо моя full-time job (прим. работа на полную ставку)». Не бояться жизненных вызовов и даже бросать их самому себе — редкое, но очень полезное для саморазвития качество. «Надо всегда быть внутренне готовым совершить подвиг, как издавна это делали культурные деятели в России,» — заявляет Даша. Отчаянный девиз, но что-то в этой дерзкости есть.

Автор подкаста «В Белом кубе»

«Изначально цель нашего подкаста состояла в том, чтобы сделать некий срез российской культуры после начала СВО — эдакую летопись своего времени — и рассказать заинтересованным людям, как многие вещи в сфере культуры делаются с технической точки зрения. 

Один из моих любимых выпусков — это эпизод с хранителями музея криптографии: я могла бы бесконечно слушать, как они рассказывают про свои системы хранения. Особенно мне запомнился момент, когда они признались, что в случае пожара скорее начнут собирать работы, чем спасать собственные жизни.  

Конечно, я мечтаю сделать и английскую версию подкаста, абсолютно с такой же идеей в основе. Но чтобы с такой же легкостью находить подход к героям выпусков на Западе, мне, конечно, нужно быть более представленной в англоязычной индустрии. 

Есть немало людей, которых я бы с удовольствием пригласила в качестве гостей нашего подкаста. Например, Яна Пил (Yana Peel) — она занимается культурными партнерствами в Chanel. Мне было бы очень интересно с ней поговорить — и даже неважно на каком языке. Но пока я не решаюсь ей написать».

Милая деталь: один из постоянных слушателей подкаста Даши — это ее мама, она регулярно предоставляет последней не только поддержку, но и критические отзывы. Именно родители когда-то дали ей и самый мудрый совет при выборе профессии: «Иди делать то, что принесет тебе счастье и веселую молодость».

Слуга искусства 

«Моя карьера художника уже начинала приносить первые плоды: были дипломы, выставки в значимых местах и продажи. Я довольно быстро раскусила правила современного арт-рынка и позже при переходе на свою первую офисную работу даже сильно потеряла в деньгах. Но однажды я просто поняла, что мой настоящий талант заключается в том, чтобы помогать высказаться более талантливым людям, помогать им быть услышанными. Мне хотелось избавить мир от ненужных высказываний, которые я могла бы создать.

Но искусство меня всё так же будоражит. Я не просто так когда-то выбрала профессию, связанную с искусством, — для меня, как эмпата, очень важны эмоции. Работая в этой сфере, я получаю самое искреннее удовольствие — честно говоря, затрудняюсь сказать, что еще в жизни мне доставляет схожее удовольствие».

Интересно, понимает ли публика, насколько это ценно — иметь в арт-сфере настоящего художника в роли публициста и специалиста по пиару? Даша перечисляет самые важные для ее деятельности качества — гибкость и адаптивность, эмпатию и коммуникабельность, а мне трудно вспомнить человека, более подходящего под эти характеристики, чем она. 

Я точно уверена, что после своего обучения и карьеры в искусстве я приобрела особый навык — отличать “настоящее” искусство (прошу простить за неискусствоведческую терминологию) от “ненастоящего”, искусство искреннее — от неискреннего. 

Еще мне понятно, как многие вещи устроены технически. Это часто помогает оценить общую ситуацию; понять, сколько времени займет тот или иной процесс; разобраться с тем, как лучше продвигать тех или иных художников; глубже проникнуться их замыслом и идеями. Наверное, и ощущения, схожие с синдромом Стендаля, тоже появляются неспроста 🙂 

«Не побывав я по ту сторону мольберта, все было бы совсем по-другому». 

Заканчивая интервью, я вспоминаю образ с картины реалиста-импрессиониста Пименова «Новая Москва» 1937-го года. Только что кончился дождь, под солнцем сверкает и переливается город. Мчится машина, за ее рулем — красивая женщина. Она повелительница этого мира. Скорость, молодость, жизнь, восторг. Диссонируют лишь несколько черных машин впереди — те самые “воронки”. Доберется ли она до дома? Без сомнения, ведь она выбирает радостные мгновения нерадостной эпохи. Ей удаётся искренне, легко и с юмором писать и говорить о красивых вещах. 

Юрий Пименов “Новая Москва”, 1937 год

Share
Share