В марте 2024 года в галерее современного искусства NAMEGALLERY состоялась персональная выставка Димы Королева / самуилла маршака “Sou de Cuivre” (фр. — медный грош) под кураторством Алексея Масляева. Дима Королев, сформировавший своё мастерство в Академии художеств Петербурга, представляет собой уникальное сочетание академической традиции и современной культуры, а данный проект раскрывает его с новой, искренней и ироничной стороны. В этом контексте особенно интересно порассуждать о фиктивной реконструкции памяти, о подмене понятий и о том, как художник обличает понятие культурной идентичности.
«Очень трудно доказать, что имеешь дело не с красотой, а с намеренной красивостью, которая выявляет пустоту», — рефлексирует Алексей Масляев в кураторском тексте. И действительно: ощущение театральности, торжества, настоящего застолья окутало всё выставочное пространство NAMEGALLERY настолько, что возникает чувство пресыщенности всем — иконостас с декупажными принтами и ритуальными розами, крупноформатная живопись и перетекающие из одной работы в другую сюжеты, образуя бесконечный триптих. Трапециевидный стол и дополнительная стенка ломают зал и делают конструкцию выставки угловатой, а деревянные объекты на нём создают отдельную от происходящего вокруг праздника жизни инсталляцию. Они напоминают резные фольклорные элементы, которые могли бы быть частью русской деревянной архитектуры или украшениями, выполняющими функцию оберегов; с другой стороны, напрашивающаяся ассоциация с лагерными поделками заключённых поднимает вопросы о том, как искусство и ремесло могут служить одновременно и формой самовыражения, и формой сопротивления.
Одновременно с этой торжественностью здесь есть тревожное чувство духовной беспредметности: всё это визуальное достояние, представленное так же трепетно, как прабабушкины хрустальные фужеры в дальнем серванте, постепенно открывает для зрителей некрасивую правду — это всё имитация реальности, её иллюзия.
Дима Королев / самуилл Маршак сознательно выстраивает свои произведения как эстетическую и этическую игру с памятью и культурными клише, используя образы из традиционной (пост)советской культуры.
Даже мы, рождённые в новейшей истории, знаем и понимаем элементы советского наследия: это стол с белой скатертью, ломящийся от традиционных оливье, селёдки под шубой и заливного; это комнатные цветы в пластиковом кашпо на подоконнике в кабинете любой госструктуры; это выцветшие иллюстрации из журналов и обои с розами. Дима не просто представляет нам исследование о памяти: он выявляет фиктивность в знакомых нам образах. В этой фиктивности остро звучит пустота и фальшь того, что мы привыкли принимать за высокое и значимое.
Бытовые, мимолетные кадровые заметки, вырванные из жизненной киноленты, как всегда, интересуют художника больше всего. Живописная серия работ в основном повествует о сложных колоритных и текстурных природных явлениях Ленинградской области, где сам Дима проводил много времени в детстве. В этих эпизодических пейзажах встречаются и одушевлённые образы — лось, собака и даже мясник —первая антропоморфная фигура за всё время нашего знакомства с творчеством Димы. Но даже включение живых персонажей не позволяет дышать с ними одним воздухом. Между зрителем и этими работами есть нарочитое осознанное разграничение. Распаляющее, преследующее из одной картины в другую ощущение «разгадки» поддерживается самим автором — в данной живописной серии синее нечто перепрыгивает из одного сюжета в другой, выстраивая условный мост, а нижняя геометрическая кайма произведений остаётся практически идентичной у всех работ. Дима играет со зрителем и даёт шанс узнать себя ближе, однако вскоре становится ясно, что это всё такая же декоративность, как и у советских ковров на стенах.
Тоска, проявляющаяся сквозь все работы, не ностальгична: это тоска по подлинности, которую, возможно, никак не вернуть. И если после этого ещё осталось желание разгадки Димы Королева, то ответ будет слишком простым: нужно прочувствовать. Не то прошлое, которого у нас никогда не было, а то, чем мы сейчас живём: как и через что мы себя определяем, почему что-то, что мы никогда не испытывали, так плотно сидит в нашей голове, и как отделить настоящее от искусственного.
моё место из серии «Розы»
моё одухотворение из серии «Розы»
«Sou de Cuivre» Королева — это приглашение к критическому взгляду на себя, на нашу культуру, на то, что мы принимаем за «настоящее». Это не просто выставка о памяти и ностальгии по прошлому или игра с клише, а выставка о том, как память может быть поддельной, как она может быть переписана и создана заново. Сатира, философия, визуальное исследование, игра слов, образов, понятий — Дима Королев провёл глубокую и остроумную критическую работу, которая будет вспоминаться снова и снова.
текст: Василиса Дмитриева