Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Палаццо Фортуни — от лаборатории идей начала ХХ в. до параллельной программы Венецианской Биеннале

Один из самых запоминающихся домов-музеев в мире, Палаццо Фортуни в Венеции, после затопления 2019 года, вновь открыл свои двери для широкой публики в марте 2022 года. Это мастерская чудес, где благодаря гению Мариано Фортуни-и-Мадрасо и его жены и музы Генриетты Негрин были изобретены некоторые знаковые предметы ХХ века, от платья Дельфос до купольной лампы. Специально для ST. ART исследовательница Юлиана Хайдарова рассказала об истории венецианского палаццо и показала, как с этим наследием работает Эва Жоспен и кураторы Венецианской Биеннале в этом году.   

текст: Юлиана Хайдарова

Мариано Фортуни: человек-оркестр и самый яркий жилец палаццо Фортуни.

Разносторонне одаренный Мариано Фортуни был одновременно талантливым художником, фотографом, сценографом, стилистом, гравером и предпринимателем. Обладатель десятков патентов, которые и сегодня используются в различных отраслях: от моды и дизайна тканей до светотехники. Творческое приключение Мариано Фортуни в текстильной области началось примерно в 1905 году на чердаке Палаццо Пезаро дельи Орфеи, где он и Генриетта основали небольшую лабораторию для экспериментов с цветом и производственными процессами. За несколько лет дом превратился в настоящую фабрику, где в 1920-е годы работало около сотни рабочих.

Выставленные в музее образцы свидетельствуют об особенности текстильного производства Fortuny – способности воссоздать иллюзию старинных тканей с помощью техники печати. Идеи, взятые из разных эпох и культур, включая иконографические репертуары, исследования, публикации и семейную коллекцию старинных тканей, были переосмыслены испанским художником и превращены в новые произведения искусства, неподвластные времени. Первоначально печать на ткани осуществлялась методом прямого оттиска с использованием деревянных матриц. В 1910 году Фортуни запатентовал сложную систему производства больших листов, основанную на процессе фотошелкографии. Печатные матрицы можно было наносить на фиксированные рамки или использовать в виде непрерывных лент, что позволяло создавать множество рисунков и цветов, активируя современный процесс ротационной механической печати. По легенде, Мариано лично просматривал готовые отрезы ткани, добавляя последние штрихи – высветляя или затемняя красками отдельные фрагменты собственноручно.

От палаццо Пезаро дельи Орфеи до музея Фортуни

Точная дата постройки палаццо Пезаро дельи Орфеи (первое название здание) не документирована, но исследования предполагают, что строительство началось между 1460 и 1480 годами. Этот дворец отличается несколькими интересными архитектурными решениями: четыре многострельчатых окна на первом и втором этажах, а также необычная глубина помещений, проходящих между двумя фасадами. В классических постройках того времени окна обычно были прямоугольными или арочными, и многострельчатые окна встречались реже, обычно ограничиваясь одним этажом, что делало их менее светлыми и открытыми. Необычная глубина помещений позволила создавать просторные и глубокие комнаты, что было редкостью для зданий той эпохи. Такая планировка улучшала циркуляцию воздуха и света, создавая ощущение простора. В отличие от этого, классические постройки часто имели узкие и длинные помещения, расположенные параллельно фасадам, что ограничивало пространство и делало комнаты более темными и менее просторными.

Палаццо представляет собой ценный пример смелых архитектурных решений позднеготического Ренессанса. Дворец стоит на земле, где в XII веке располагалось молитвенное здание, а позже – склад. Первоначально Палаццо Пезаро имел Г- образную планировку, но после 1500 года были пристроены два узких здания, которые до сих пор стоят со стороны Калле дельи Орфеи. После смерти Бенедетто Пезаро дворец унаследовал его сын, который в завещании предписал «не продавать и не закладывать дворец, чтобы сохранить и разделить его на два дома». К концу XVII века мужская линия семьи Пезаро ди Сан Бенето вымерла, и имущество было разделено на две части. С 1720 по 1825 год дворец был полностью арендован: в нем располагались типография Альбрицци и различные музыкальные сообщества, такие как Академия дельи Орфея и Società Apollinea.

В середине XIX века здание было разделено на многочисленные квартиры, принадлежавшие семьям Кампана, Коррер и Реведин. Некоторые помещения использовались коммерчески, например, под типографские лаборатории известного фотографа Паоло Сальвиати. Когда Мариано Фортуни-и-Мадрасо впервые вошел в Палаццо Пезаро в 1898 году, дворец находился в состоянии упадка. Художник занял зал на чердаке и основал там свою студию. Спустя годы ему удалось приобрести и остальные части здания. В 1899, 1900 и 1906 годах Фортуни проводил работы по восстановлению дворца, освобождая квартиры, снося перегородки и восстанавливая баланс и пропорции. В 1907 году Мариано переселился в Палаццо с Генриеттой Нигрен, своей музой и спутницей жизни. Здесь родилась идея небольшой текстильной мастерской, которая вскоре заняла два этажа здания.

Пока Мариано совершенствовал свои исследования и изобретения, Генриетта руководила лабораторией. Фотографии тех лет запечатлели этот творческий процесс: на рабочих столах лежат образцы тканей, контейнеры и стеклянные вазы с сырьем. Генриетта готовится нанести цвет на деревянную матрицу станка, придуманного Фортуни. Палаццо вскоре стал настоящей фабрикой. Каждое утро рабочие входили в двор и поднимались по лестнице к ателье. В 1915 году Мариано приступил к отделке стен зимнего сада и мастерской живописи. Дом превращался в «Зачарованный сад» с нимфами, сатирами, экзотическими животными и аллегорическими образами. Мариано обставил интерьеры предметами с Востока, декорируя их набивными тканями собственного производства. На втором этаже он разместил свою библиотеку, полную редких томов, черпая вдохновение в воспоминаниях о мастерской своего великого отца. После художественных экспериментов с освещением Фортуни спроектировал первую гипсовую модель театрального устройства «Купол». С 1920-х годов Мариано продолжал свою работу в этих залах, посвящая себя новым решениям для театральных сцен, созданию набивных тканей и новых стилей в одежде, включая знаменитое платье Delphos. Те, кто по привилегии посещали эти залы, описывали их как волшебное видение. После смерти Фортуни в 1949 году здание было подарено его женой Генриеттой муниципалитету Венеции, чтобы оно использовалось как центр культуры и искусства. Музей открылся для публики в 1975 году и с тех пор вдохновляет посетителей своим волшебным наследием.

Выставка SELVA Эвы Жоспен в музее Фортуни

В рамках Венецианской биеннале 2024 года музей Палаццо Фортуни приготовил уникальную выставку “SELVA” Эвы Жоспен. Кураторы: Кьяра Скварчина и Пьер Паоло Панкотто. Этот сказочный проект полон тайн и загадок: произведения ведут диалог не только с историческим и экологическим контекстом Палаццо Пезаро дельи Орфеи, но и с самобытностью коллекций и художественных произведений Мариано Фортуни. Диалог, позволяющий проявиться неожиданному эстетическому и оперативному сходству между поэтикой двух интерпретаторов: непрерывное сравнение и отсылка Жоспен и Фортуни к природе, к творческим и экспериментальным процессам, которые находят свое максимальное выражение как в дизайне, так и в исследовании произведений искусства, ткани, а также при изучении сценической выразительности, присущей театральному миру.

Исследования Эвы Жоспен всегда черпали вдохновение из природы во всех ее смысловых и визуальных проявлениях. Используя такие материалы, как картон, растительные элементы, волокна, металлические детали, ткань, художница создает пластические композиции больших объемов с сильным сценографическим воздействием. Пейзажи, деревья, растения, ветви, листья, геологические образования, кусочки растительности, архитектурные сооружения

Share