Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Деньги в мире искусства.Ч.1. О мотивации коллекционеров.

Арт-рынок на начало 2024

В настоящее время оборот мирового рынка искусства достигает внушительной суммы, оцениваемой в $70 млрд. Основная доля, а именно 80%, продаж приходится на англосаксонские аукционные дома, такие как Christie’s, Sotheby’s, Phillips, Bonhams и другие. Оставшуюся часть делят между собой крупнейшие аукционные дома Азии — Poly Auction, China Guardian, Seoul Auction и SBI Art Auction. Подавляющее большинство продаж приходится на недорогие работы — произведения искусства стоимостью до $50 тыс. И лишь 5-7% от всего оборота приходится на предметы искусства с ультравысокой ценой. 

Главный редактор Artprice (французской онлайн-базы данных цен на произведения искусства) Тьерри Эрман отмечает, что современный арт-рынок вступил в период коррекции мировых цен: его рост происходит не за счет бешеных спекуляций, как было в 2020-2022 годах, а соразмерно росту количества “игроков” рынка — молодых коллекционеров и художников (которые, стоит отметить, все чаще обращаются к уличному и цифровому искусству). Эрман добавляет, что, несмотря на то, что арт-рынок подвержен воздействию множества факторов, включая ряд политических, экономических и экологических проблем, данный рынок достаточно устойчив. 

Последнее утверждение, увы, нельзя отнести к России, поскольку вследствие политической турбулентности мы оказались отрезаны от Венецианской биеннале, западных ярмарок и прочих площадок. Сейчас мы, по сути, лишены возможности даже просто пересылать искусство за границу. Санкции ЕС запрещают вывоз из Евросоюза в Россию любых предметов роскоши (искусства в том числе) дороже 300 евро: то есть если отправить картину с горем пополам еще можно, то вот вернуть назад — уже нет.

В целом, в свете постоянной экономической неопределенности, 2023 год ожидаемо стал периодом относительного спада, после рекордных продаж 2022 года. По мнению большинства аналитиков арт-рынка, 2023 год можно охарактеризовать периодом “коррекции”. А с развертыванием новых реалий (войн, инфляции, рецессии и других политических и экономических кризисов) многие задались вопросом, не станет ли 2024 для арт-индустрии и вовсе новым стагнационным годом. Проанализировав результаты аукционов, опросов и эксклюзивных данных о состоянии первичного рынка, мы составили выводы о состоянии арт-рынка в 2023 году и спрогнозировали тенденции на 2024 год.

Мотивации коллекционеров. Почему приобретают искусство?

Существует множество подходов к изучению феномена коллекционирования. Различные вопросы эволюции и происхождения частного коллекционирования как социокультурного явления изучаются социологией, искусствоведением, музееведением, историей, психологией, философией, экономикой.

Все многочисленные теории коллекционирования можно условно разделить на две группы. 

Одни традиционно рассматривают  коллекционирование как деятельность, направленную на улучшение среды обитания субъектов коллекционирования: через просветительство, благотворительность и прочее меценатство.  

С другой стороны, многие экономисты и психоаналитики, а также теоретики марксистского направления интерпретируют собирательство как  деятельность с элементом явной финансовой заинтересованности. Действительно, коллекционирование является одним из методов удовлетворения собственных потребностей, при этом возможность получения дохода от приобретенных элементов коллекции, несомненно, также является одним из сюжетов удовлетворения собственного эго. «Накопление ради накопления. Не знающее границ и почти что маниакальное» — так характеризует феномен коллекционирования социолог Люк Болтански. 

Но так ли это на самом деле? Действительно ли коллекционеры в первую очередь руководствуются мотивацией обогащения?

Рисунок 1 (данные на основе исследования www.theartmarket.artbasel.com)

Давние партнеры финансовый холдинг UBS и сеть арт-ярмарок Art Basel недавно опубликовали отчет о состоянии рынка искусства на 2023 год. В отчете, подготовленном экономистом и специалистом в области культуры Клэр МакЭндрю, представлены всесторонний макроанализ международного рынка искусства, а также ключевые тенденции его развития в контексте общих экономических изменений. 

Согласно данным, обнародованным в отчете (см. рис. 1), чаще всего коллекционеры, как и сотни лет назад, приобретают объекты искусства ради личного удовольствия (37%): сюда можно отнести как общее понятие любви к искусству, так и прочие эстетические и декоративные факторы. На втором месте среди причин для покупки предметов искусства ожидаемо выступают финансовые инвестиции — 28% респондентов указали, что покупают искусство для получения в дальнейшем финансовой прибыли.

Здесь стоит отметить следующий момент: несмотря на то, что годовой оборот мирового рынка искусства оценивается  примерно в $70 млрд, эта цифра кажется совершенно незначительной по сравнению с объемом торговли ценными бумагами на биржах (который достигает 1 трлн долларов за тот же период времени). Однако в арт-индустрии намного меньше участников рынка. Как правило, лучшие коллекции попадают на аукцион из-за “трех D”: divorce, debts & death — развода, долгов или смерти.

Ярким примером последнего D является продажа коллекции почившей в конце 2023 года Эмили Фишер Ландау — мецената, попечительницы Музея американского искусства Уитни и члена одного из комитетов при МоМА. Ландау оставила после себя внушительную коллекцию, из которой на торгах Sotheby’s был выставлен 31 предмет искусства. Их продажа в общей сумме принесла $351,6 млн — $406,4 млн без учета комиссии аукционного дома. Но, пожалуй, больше всего эти торги запомнились тем, что на них за $139 363 500 был продан портрет Мари-Терез Вальтер авторства Пабло Пикассо — «Женщина с часами» (1932). Это самая дорогая картина из проданных в 2023 году.

Пабло Пикассо «Женщина с часами» («Femme à la montre»), 1932.
Изображение: www.sothebys.com

Однако главный вопрос заключается в том, насколько часто происходят те самые три печальных D и на сколько легко и быстро можно продать коллекции, попадающие таким образом на рынок?

Основной причиной, по которой объекты искусства не всегда могут эффективно конкурировать с другими финансовыми активами, является их невысокая ликвидность, в целом характерная для художественного рынка. Согласно индексу Мея-Мозеса (индекса цен на произведения искусства, права на который с 2016 года принадлежат Sotheby’s), средний период времени между повторными перепродажами предметов искусства в США составляет 20–30 лет.  В первую очередь наследники распродают активы, которые проще и быстрее всего превратить в деньги: акции на фондовом рынке, ликвидную недвижимость и прочее. В то время как произведения искусства (в их числе и ювелирные украшения) чаще всего даже не доходят до аукционов и распродаются среди ближайшего окружения. Если эти предметы искусства, конечно, не принадлежат фигуре уровня Эмили Фишер Ландау.

Эмили Фишер Ландау перед картиной Фернана Леже “Etude pour les constructeurs” в своем доме на Манхэттене в 2002 году. Фото: Chester Higgins jr./the new york times/redux.

Из всего этого следует, что респонденты, указавшие, что покупают искусство с точки зрения финансовой прибыли, либо приобретают эти активы в качестве долгосрочных вложений, либо сами являются крупными игроками рынка — которые точно понимают, что они делают и чем рискуют.

Фото предоставлено пресс-службой ярмарки 1703

Оставшиеся доли, по данным опроса, делят между собой более специфичные факторы. Так, 14% респондентов указали, что покупка предметов искусства для них является вложением в собственный социальный капитал, являясь своеобразным пропуском в нужную среду. Столько же человек особо выделили в качестве причины для покупки свою страсть к коллекционированию. Еще 4% —  сохранение и продолжение семейных или исторических традиций. Наконец, 3% респондентов признались, что покупают предметы искусства с желанием помочь авторам данных работ.

Объективно оценивая данные опроса, можно заметить, что, несмотря на то что коллекционерами нечасто движут  филантропические побуждения, мысли об обогащении за счёт вложения в искусство для них далеко не всегда стоят на первом месте. Ну, или не все в этом признаются.

Материал: Майя Лунгул

Share