Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

В поисках фокуса

Мы собрали анкеты семи современных фотографов с разным опытом и бэкграундом, чтобы узнать, как живет рынок фотографии сегодня и поделиться проектами, на которые стоит обратить внимание. 

Валитова Евгения @evvalitova

Город, где родился/город, где живешь и работаешь
Я родилась в городе Ульяновск. Пару лет назад переехала в Казань.


Со скольки лет занимаешься фотографией профессионально? Я начала свой путь в фотографии в 2019 году, когда мне было 25 лет и я занимала неплохую руководящую должность в местном фитнес-клубе. Бросила всё и начала снимать. Около года снимала всех знакомых, искала, пробовала, экспериментировала. Спустя год начал появляться вкус и видение кадра. Далее пошли заказы и интересные проекты. Затем было несколько переездов и Казань как конечная точка, где я всё начала с нуля и работала в фотостудиях админом, параллельно снимая для себя. 

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Наверное, на 6 баллов. Всё зависит от самого человека и его трудоспособности. Умения найти общий язык и коммуникацию со всеми. Плюс от его знания света и хорошего портфолио. В Казани много замечательных фотографов, классно видеть общее развитие индустрии. Комьюнити только начинает зарождаться, но уже сейчас проводиться много мероприятий, направленных на развитие творческих ребят и налаживание связей между ними.

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
Важных проектов было несколько.
Однажды я захотела увидеть подтверждение существования любви у пар, которые прожили вместе более 25-30 лет. Узнавала у знакомых и друзей истории знакомств их родителей и бабушек с дедушками, находила эти пары. Мне было безумно трогательно и важно увидеть, как после 50 лет совместного быта люди всё еще искренне смеются и держатся за руки! До сих пор вызывает улыбку их теплота. 

Второй проект – про тела и чувства женщин, “Every Body”.

Я снимала проект, в котором участвовало восемь прекрасных женщин. Абсолютно разных, но по-своему уникальных. Мне было интересно общаться с ними и видеть их красоту вне зависимости от их возраста, веса и наличия волос. Времени было немного, но мы смогли показать друг другу насколько схожи чувства внутри нас: в каждом теле есть своя боль и своя любовь.

О каком проекте ты мечтаешь?
Мечтаю о проекте вне времени – просто о людях. Мечтаю когда-нибудь побывать на собственной выставке и работать с большими артистами. Наверное, как и все:) Пока у меня нет конкретного ответа на этот вопрос, но знаю, что я на правильном пути, и нужные проекты меня точно найдут. А я найду их! 

Чинков Дмитрий @chinkovphoto

Город, где родился/город, где живешь и работаешь
Москва. Работал в Москве, жил и работал в Сербии, еду сейчас снимать и жить в Бангкок.

Со скольки лет занимаешься фотографией профессионально?
Занимаюсь профессионально фотографией только 1,5 года, с 23 лет.

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Пока мне сложно судить, потому что я занимаюсь этим только полтора года, в целом все идет медленно, но верно, я бы поставил 6 баллов. На самом деле я заметил, что в Москве фотографией заниматься даже сложнее, потому что почти все заряжены только на коммерцию, в отличие от той же Сербии, где все со мной готовы были делать что-то интересное бесплатно.

Пока что я нацелен на выработку собственного стиля и его популяризации. Провожу в основном личные TFP-съемки (прим. time for prints ‘время в обмен на снимки’), на которые зову людей, которые готовы воплощать то, что я задумал.Я сразу поставил себе ценник в 20 тыс. рублей в Москве и 200 евро за границей. В Москве за все время у меня было две коммерческие съемки, а за границей около пяти.

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
На данный момент, наверное, моим самым важным проектом является сьемка с Лизой Калтыгиной: она участвовала в шоу «Пацанки» и имеет много подписчиков. После работы с ней у меня расширился круг знакомых и подписчиков, я нашел визажистов и стилистов, которым понравилось, как я снимаю, и они сейчас работают со мной по принципу TFP.

О каком проекте ты мечтаешь?
Моя глобальная мечта — это, конечно же, ретроспектива моих работ на старости лет в MoMA (прим. Museum of Modern Art) в Нью Йорке.

В целом я планирую снимать для журналов, мечтаю поснимать для DAZED и в целом ориентирован больше на Запад. Мне интересно было бы создавать кампейны (прим. campaign ‘рекламная съемка’) для брендов, рискованные и интересные. Я также хочу работать с музыкантами, снимать для обложек альбомов и снимать клипы.

Из более приближенных проектов – я сейчас общаюсь с некоторыми русскими музыкантами по поводу проведения съемок для них: если все получится, то это было бы хорошее продвижение для меня.

Валентин Фёдоров @notearius

Город, где родился/город, где живешь и работаешь:
Родился в Москве, живу и работаю в Бишкеке.


Со скольки лет занимаешься фотографией профессионально:
С 18 лет, то есть с 2016 года (из-за синдрома самозванца в качестве точки отсчета использую свою съемку на Евровидении: уж ее-то сложно назвать любительской).


Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Если цифрой, то на 6.
Если словами, то я зарабатывал в два раза меньше чем в офисе, но и времени тратил меньше. Главная проблема в непостоянстве заработка: иногда заказов может не быть месяц, а иногда и шесть съемок за неделю. Плюс оценивать свой труд поначалу сложно, особенно в высококонкурентной среде. Я больше ориентировался на малый бизнес, чем на частных клиентов, большинство заказов получал через сарафанное радио; в целом было не очень понятно, как увеличить количество клиентов, поэтому я начал работать фоторедактором в СМИ. После переезда в Бишкек в 2022 году я переориентировался на художественную фотографию и преподавание. Так что этим можно зарабатывать, но нужно вложить время и отдача будет не сразу. Развивать карьеру просто, если понимаешь что делать и стабильно этим занимаешься.


Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
После переезда мы организовали художественную выставку под названием РУБЕЖ, посвященную эмиграции. Работа над ней научила меня работать в команде, управлять людьми и проектами. Сейчас я выступаю там в роли арт-директора: занимаюсь сайтом, выпуском каталогов выставки и отбором работ с опен-колла (прим. open call – открытый конкурс), а также продвижением проекта в профессиональной среде.


О каком проекте ты мечтаешь?
В своих работах я часто опираюсь на японских авторов, причем не только фотографов. Мне нравится и ремесленничество – поэтому я экспериментировал с глиной, и графика – например, укиё-э. Поэтому в качестве мечты выберу персональную выставку в Японии, где я смог бы поработать с местным куратором и получить менее европоцентричный взгляд на свои работы.

Дарья Калинина @dadakalinina

Город, где родилась/город, где живешь и работаешь: Родилась в Екатеринбурге, училась и росла во всех отношениях последние 10 лет в Петербурге, сейчас живу и работаю в Херцег-Нови (Черногория).

Со скольки лет ты занимаешься фотографией профессионально?
С 25 лет. Начала проводить первые коммерческие съёмки ковидным летом 2020-го, и уже осенью ушла из предыдущей профессии (была театральным продюсером). То есть профессионально я в фотографии три года.

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Сейчас, думаю, не тяжелее, чем когда-либо, а скорее даже легче – из-за обилия площадок для размещения своих работ и вариантов заработка, помимо собственно съёмок. Обилие фотографов и конкуренция – скорее плюс, потому что растёт и развивается сама сфера, а вместе с ней и спрос: на каждого уникального автора найдётся своя ниша и свой клиент. Сложность жить заработком только на фотографии зависит от многих факторов – в первую очередь от характера самого фотографа, его выносливости, честности с собой и способности к грамотному целеполаганию.

Лично для меня на данный момент сложность где-то на уровне 7: я работаю в новой стране, где нет фотостудий, возможности проявить плёнку (для меня она важна как творческий инструмент) или профессиональных лабораторий печати – в общем, где вообще отсутствует фотография как индустрия. Там нет развитого рынка частных съёмок, рынок «дорогой» коммерции плотно монополизирован, а при работе с немногочисленными локальными брендами сталкиваешься с языковым барьером. Остаются в основном только свадебные, частные и семейные съёмки таких же недавних эмигрантов, как и ты. Что, впрочем, совсем неплохо: среди них много классных людей с блогами, семьями и малыми бизнесами (а значит, и потребностью в фотографах). В этой новой среде для меня было важно сохранить свои профессиональные принципы, ценности и вкус, продолжив развиваться своим путём и находя клиентов с нуля на свой визуальный язык и формат работы. На адаптацию понадобилось время, но сейчас, кажется, все начало получаться.

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
Мой самый важный проект и опыт – это, наверное, моя первая персональная выставка «(НЕ) ОЩУЩАЮ». Она состоялась в июле именно здесь, в Херцег-Нови, в галерее современного искусства «Кафедра», которую открыли московские художники и кураторы Анна Диал и Рома Мурашов (основатели самиздата «Неизвестный человек»), они же предложили мне превратить мой фотопроект про связь чувств и ощущений в перформативную выставку. Собирать отдельные работы и серии в единую историю, превращать фотографии в объекты, предполагать и выстраивать путь зрительского восприятия, а потом по реакциям зрителей видеть, что всё получилось – просто невероятно. Мне сейчас не так важен масштаб, медийность и регалии – мне важно находить людей, с которыми мы на одной волне, и выстраивать связи с ними и между ними. Фотография – и как объект искусства, и как практика – отличный инструмент для этого, где бы ты ни находился. Я обязательно продолжу снимать и по возможности публиковать или выставлять проекты, где важна история, а не отдельные картинки.

О каком проекте ты мечтаешь?
Не то чтобы мечтаю – я планирую в ближайшем будущем заняться исследованием подростков: как реальных людей (вокруг меня много подростков, которые переживают внезапный переезд семьи зачастую гораздо сложнее, чем малыши), так и нашего «внутреннего подростка» – той самой бунтующей и нежной, очень ресурсной, но хрупкой части души. Сопоставить эти два образа, реальный и воображаемый, понаблюдать за ускользающим моментом физического и эмоционального перехода. В идеале хотелось бы делать это не единолично, а вместе с самими ребятами – кто захочет участвовать. Не утверждать свою авторскую власть и точку зрения, а дать слово (и, может быть, даже камеру) своим героям. 

Анастасия Балкова  @nastyabalaklava

Город, где родилась/город, где живешь и работаешь
Родилась в Первоуральске, живу в Екатеринбурге

Со скольки лет занимаешься фотографией профессионально:
С 27 лет фотографирую, участвую в творческих проектах, сейчас мне 35 лет.          

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Для меня сложно продвигаться как фотографу, так как большая часть продвижения основана на продажах. Я выбрала для себя развитие через творческие съемки и работу по специальности. Я фармацевт и фотограф.

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
Самым главным опытом для меня стало участие в проекте «Позавчера я увидела кролика, вчера оленя, а сегодня вас» для выставки «Исследуя границы» в рамках проекта «Дом новой культуры» в Первоуральске.

Корниенко Ксения @xiuxiuixuix

Город, где родилась/город, где живешь и работаешь
Родилась в Тамбовской области, живу и работаю в Москве.

Со скольки лет занимаешься фотографией профессионально? 
Для меня фотография – это в первую очередь творческое увлечение, поэтому у меня нет какой-то четкой отправной точки. Изучать фотографию как искусство и ремесло я начала в 2018 году, а осознаннее подходить к своим задумкам и брать коммерческие съемки – в феврале этого года.

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Я могу ответить на этот вопрос с точки зрения человека, который только входит в индустрию. Мне кажется, что карьера в индустрии фотографии, как и в любой другой творческой профессии, – это довольно тернистый путь. Поэтому мне сложно представить себя коммерческим фотографом, который относится к этому медиуму только как к работе. Мне кажется, что безграничный энтузиазм и искренняя любознательность, с которой увлекающийся фотограф вступает на тропу профессии, легко могут быть погублены «конвейерными» съемками ради денег. Я думаю, что если поначалу не относиться к фотографии как к единственному источнику заработка, то будет больше воздуха – для обучения, для проб и ошибок, для исследования себя и своих возможностей, –  тогда и карьеру развивать будет проще и качественнее. Однако с определенностью могу сказать, что сегодня входить в профессию проще, чем еще несколько лет назад: с каждым днем появляется все больше инструментов, облегчающих работу фотографа – площадок с обучающими ресурсами, инструментов на основе искусственного интеллекта и т.д. 

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
Каждый проект для меня по-особенному важен, потому что в каждом я учусь и формирую себя как фотохудожника. Но первое, что приходит на ум, – это съемка, в которой буквально за пару дней нужно было полностью спродюсировать съемочный процесс, отснять и обработать кадры. Для меня это был вызов, потому что я могу неделями сидеть над постобработкой. Здесь я поняла, что умение вовремя остановиться – такое же важное качество для творческого человека, как и умение развивать свою работу. На поиски идеальной завершенности кадра может уйти бесконечность, а, как мы знаем, лучшее – враг хорошего.

О каком проекте ты мечтаешь?
Все мои съемки я собираю сама, поэтому мне было бы интересно поработать с большой командой, в которой все участники будут обладать достаточной творческой свободой, чтобы вместе пройти путь от идеи к форме. 

Янковская Алина @aliyanko

Город, где родился/город, где живешь и работаешь
Санкт-Петербург, родилась и живу тут.

Со скольки лет занимаешься фотографией профессионально?
В 20-21 год я начала плюс-минус осознанно работать с фотографией, сейчас мне 23.

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Тяжело ответить на этот вопрос: кому-то легче, кому-то тяжелее. Мне тяжело, потому что мне нравится снимать те картинки, на которые, как мне кажется, особо нет спроса. Так что для меня 10/10 )) В то же время я догадываюсь, что и как я могу снимать, чтобы зарабатывать только фотографией. Но мне это морально тяжело и пока не хочется, поэтому я работаю на сторонних работах.

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
Самый важный проект, с которого, как мне кажется, и начался мой осознанный подход к фотографии, – это моя первая фотокнига-зин, которую я напечатала в типографии. Старалась успеть закончить ее к наступлению моего 21-го дня рождения.


О каком проекте ты мечтаешь?
О каком проекте я мечтаю…хм, да ни о каком. У меня редко бывает так, что я прямо мечтаю воплотить какую-то задумку и долго к этому иду. Есть много разных мыслей, которые я со временем воплощаю. Они зачастую несложные в исполнении, поэтому мечтать не приходится. 

Эпштейн София @slavetolav

Город, где родился/город, где живешь и работаешь 
Я родилась в Санкт-Петербурге и считаю его до сих пор основным своим местом работы, хотя в октябре 2022 я переехала в Израиль.

Сколько лет занимаешься фотографией профессионально?
3 года

Насколько тяжело сейчас фотографу развивать карьеру и зарабатывать профессиональным трудом? По шкале от 1 до 10.
Я бы ответила 5, хочется обозначить сложность некой серединой: фотография – это так стихийно, нет выстроеной карьерной лестницы.

Каким был твой самый важный проект/опыт за все время работы?
Свой самый важный проект, надеюсь, я сумею сформулировать в дальнейшем и снимать затем его всю свою жизнь – и это точно будет что-то, уходящее корнями в детство. В прошедшем времени пока не могу определить.

О каком проекте ты мечтаешь? 
Мечтаю снова поработать в кино фотографом на съемочной площадке, а еще снять очень много о детстве, о даче, о деревнях, о быте России.

Share