По ту сторону иголки и нитки: современный ренессанс текстиля

На волне популяризации текстильного искусства Нью-Йоркская галерея Salon 94 открывает групповую выставку «Леди и единорог: Новый гобелен», которая представит публике когорту авторов, актуализирующих в современном контексте художественные практики, остававшиеся долгое время без внимания.

Леди и единорог, вид экспозиции

Нержавеющая сталь, листья пандана и ремни из лакированной кожи — вот некоторые из неожиданных материалов, бросающих вызов доминантному наследию традиционного формата гобеленов на групповой выставке Salon 94 «Леди и единорог: новый гобелен».

Выставка позаимствовала свое название у знаменитого цикла фламандских гобеленов 16-го века, взяв за отправную точку тематику работ, технику и художественную экспрессию. Обширные как по материальному, так и по географическому охвату, представленные работы реинтерпретируют наследие Старого Света, тем самым намечая новое будущее для этой практики, до сих пор остававшейся в тени современного искусства.

These famous tapestries date from around 1500 and are located in the Musée national du Moyen Âge in Paris. There are 6 tapestries in the set, five depicting the senses of taste, hearing, sight, smell and touch. The last has the motto “À Mon Seul Désir” that translates roughly to “my one desire”. The room that houses the tapestry is very dark with limited lighting to preserve them. My camera bumped up the ISO to 12800 but the image is still quite usable demonstrating the low light capability of the Nikon D750.

Оригинальная «Леди и единорог» состоит из шести гобеленов в стиле mille fleurs («тысяча цветов»); она размещена в специальном зале с климат-контролем в Музее дю Клюни в Париже. На ярком красном фоне, наполненном более чем 40 различными видами культурных и полевых цветов, в центре каждой панели изображена стройная женщина, украшенная драгоценностями, окруженная одомашненными, дикими и мифологическими животными. 

Фабьен Стефан, куратор выставки, отмечает, что «не все работы на выставке могут иметь масштаб гобеленов 16-го века, но они являются доказательством того, что спустя столетия после своего создания, ткачество как инструмент все также может быть использовано для того, чтобы рассказать новые эпические истории и вдохновить на идеальное будущее». Особое внимание в экспозиции уделено ткацким техникам коренных народов Америки.

Калифорнийский художник из племени сапотеков Порфирио Гутьеррес использует такие материалы как орехи пекан или гранаты для окрашивания своих волокон, превращая флору mille fleurs из фонового решения в основополагающий элемент всей работы. Старшая художница и мастер-ткач йолнгу Маргарет Рарру Гарравурра использовала части дерева пандан (также известного как винтовая сосна) для окрашивания и плетения возвышающегося паруса, тем самым подчеркивая положение своей практики на стыке между знаниями предков и повседневными товарами.

Шерстяные гобелены Сагарики Сундарам вообще обходят ткачество. Описывая свою работу как комбинацию изготовления бумаги, коллажа и скульптуры, она создает прессованный войлок «вслепую», строя обратный палимпсест из пигментов на шерсти, полученной из таких разных мест, как Оахака и нижние Гималаи. Она отмечает, что ее широкий выбор материалов перекликается с классическими европейскими производителями гобеленов, поскольку индиго и многие другие материалы, обычно используемые для окрашивания, имеют свой собственный широкий «географический охват».

4a large coiled wire sculpture hangs in an ornate hallway

Используя нержавеющую сталь и лен, Аделин Халот создает сверкающие металлические скульптуры, золотые и серебряные тона которых намекают на разрушительный потенциал материальных желаний. О материалах Халот Стефан говорит: «Редко можно увидеть, чтобы художница развивала собственное ремесло, основанное на истории и смотрящее в будущее. В момент, когда нам постоянно показывают иллюзорные изображения на основе искусственного интеллекта, работа Халот портит реальность, сплетая и лепя металлическую нить из льна».

A digital collage-style artwork featuring layered text, computer interface elements, and a central image of a person, woven into a tapestry.

Куалеаша Вуд напрямую связана с ускоренным темпом потребления желаний в современном цифровом мире. Говоря о текстиле «как о мосте между аналоговым и цифровым», она соткала изделия на этой выставке на компьютеризированном ткацком станке, а затем преобразовала их с помощью ручной вышивки и бисероплетения  процесса, который сочетает в себе безличную точность с, по ее словам, «интимностью и несовершенством ручного ремесла». Ее подходом является признание центральной, но недооцененной роли ткачества в технологических инновациях; Жаккардовый ткацкий станок, например, считается предшественником ранних компьютеров из-за его системы взаимозаменяемых перфокарт.

В конечном счете, выставка «Салона 94» показывает, что текстиль и ткачество остаются важными средствами коммуникации, будь то разгадывание аллегорических и технических тайн «Леди и единорога» или выражение других личных и культурных историй, которые заслуживают того, чтобы быть увиденными так же ясно.

Share
Share