Юлия Шипикина, создательница портала Cult-Mosaic и художница-мозаичистка, подготовила краткий обзор развития мозаичного искусства.
Мозаика — один из древнейших видов монументального изобразительного искусства. За свою тысячелетнюю историю она претерпела множество эволюционных изменений, обогащаясь техниками, материалами и стилями. Этот процесс продолжается и сейчас: мозаика XXI века остается живым видом искусства, в котором богатая история медиума сочетается с творческой новизной и современными решениями.
Самые первые мозаичные узоры появились в Междуречье в IV тысячелетии до н.э. Их материалом служили продолговатые глиняные конусы, которые вбивались в стену. Затем, в ранней античности в основном была распространена мозаика из цветной гальки, а в эллинистический период появилась техника подколки камней, стала использоваться смальта — кусочки цветного или раскрашенного стекла. Настоящий же расцвет мозаичного искусства наступил в Римской империи и в Византии, где мастера добились настоящих прорывов в работе со смальтой самых разных видов. Прозрачные, полуматовые или почти зеркальные кусочки стекла крепились под точно рассчитанными углами, отражая свет — казалось, что он исходит от самого изображения!
Под влиянием мозаик Византии были созданы и мозаичные шедевры Средневековья — в убранстве Софийского собора в Киеве и базилики Сан-Марко в Венеции. Кроме этого хорошо известны примеры мозаики мусульманского Востока (современные Палестина, Иран, Азербайджан, Узбекистан), где ими украшали дворцы правителей и даже мечети. В отличие от византийских мозаик, на которых преобладали изображения людей, основным мотивом восточной мозаики служили растительные и геометрические узоры, так как изображение живых существ запрещалось исламом.
Менее удачно складывалась история мозаики в период Средневековья и Ренессанса, где на первый план вышли другие виды монументального искусства. Но уже в XVIII веке искусство мозаики возродилось, причем в совсем ином виде. Оно стало более миниатюрным и игривым, мастера начали использовать такие деликатные материалы, такие как бисер и раковины моллюсков. Мозаиками не только украшались интерьеры: из них также создавались и элементы мебели — например, столешницы.
В развитие мозаики в Российской империи этого времени важный вклад внес Михаил Ломоносов. В XVIII веке он по сути реанимировал метод изготовления смальты, проведя тысячи экспериментов со стеклом. Он же стал автором таких ярких работ, как портрет Петра I и «Полтавская битва». Несмотря на то, что его начинание по созданию школы мозаики не получило продолжения, оно оказалось крайне перспективным для Санкт-Петербурга. Сырой и холодный климат совершенно неблагоприятен для фресковой росписи, а вот мозаики в нем сохранялись прекрасно. Именно ими были оформлены такие знаменитые храмы как Исаакиевский собор и, позднее, Спас-на-Крови.
В целом XIX век можно назвать периодом нового расцвета монументальной мозаики. В это время возникает неовизантийский стиль — к нему относятся, например, Вестминстерский собор в Лондоне и базилика Сакре-Кёр в Париже, которые также украшены мозаиками.
В модерне, возобладавшем в конце XIX века, также активно использовалась мозаика, и этот период обогатил мозаичное искусство новыми техниками и материалами. К примеру, в 1880-х годах Антонио Гауди изобретает технику «тренкадис» — в ней мозаики выкладывались из осколков керамики, в том числе выпуклых, что позволяло создавать объемные формы вместо плоских. Благодаря этому техника Гауди могла быть использована в более сложных трехмерных элементах — её дебютом стали Павильоны Гуэль в Барселоне.
Мозаика пользовалась огромной популярностью и в ХХ веке. Нам хорошо известны и знаковые работы Александра Дейнеки, и многочисленные памятники советского модернизма 60–70-х годов. Советские мозаики отличались крупными масштабами и резкими, размашистыми линиями, которые подчеркивали силу и мощь индустриальной советской империи.
А что же происходит с мозаикой теперь?
В современном мире мозаика существует в самых разных формах, от сугубо ремесленных до актуальных и новаторских. В России творения современных мозаичистов можно увидеть прежде всего в храмах. Церковная мозаика переживает подъем, и большой популярностью пользуется неовизантийский стиль. Хорошей иллюстрацией может послужить, например, собор Петра и Павла в Ясенево, в интерьерах которого воспроизведены мозаики из самых разных частей Византийской империи. Сейчас Россию можно назвать мировым лидером по церковной мозаике.
Помимо монументального искусства мозаики можно говорить про так называемую станковую мозаику. Такие мозаики существуют как независимый арт-объект, который подчиняется всем законам современного искусства. Они могут быть какими угодно — от профессиональных экспериментов с формой и техниками до концептуальных произведений или любительских объектов. Современная мозаика не чуждается насущных и остросоциальных тем, активно использует новые материалы и ищет способы самоактуализации художника. Одним из свершившихся фактов продолжающегося развития медиума стал уход от плоских форм в сторону 3D-мозаики.
Лидером по станковой мозаике традиционно была и остается Италия. Именно здесь расположена знаменитая школа Фриули в Спилимберго, которая существует и ведет активную деятельность с 1922 года, а знаковым событием в мире мозаики уже много лет является Биеннале мозаики в Равенне. В России станковая мозаика продолжает выглядеть весьма перспективным и самобытным направлением, которое сейчас находится на старте и может ожидать серьезного подъема в самом ближайшем будущем.
Чтобы помочь этому виду искусства стать видимым для самой широкой публики, молодая художница-мозаичист Юлия Шипикина создала портал Cult-Mosaic, который объединяет всех влюбленных в мозаику. От молодых мозаичистов, для которых он становится виртуальной галереей, до ценителей мозаики, которые могут приобрести их работы. И разумеется, для всех тех, кто просто хочет знать больше!