Хлам и алмазы во дворце: проект Кристофа Бюхеля Monte di Pieta в Fondazione Prada в Венеции. Анна Броновицкая

Выставка Кристофа Бюхеля в фонде Прада, входившая в параллельную программу Венецианской биеннале 2024 года, едва не затмила основную экспозицию. Это неудивительно: биеннале под лозунгом «Иностранцы повсюду» ставила целью представить как можно больше новых для европейского зрителя имён, а швейцарцу Бюхелю  (р. 1966), тяжеловесу современного искусства, на счету которого десятки персональных выставок, дал развернуться щедрый патрон — фонд Prada. 

Фотограф: Marco Cappelletti
Источник: Fondazione Prada

Бюхель развернул на нижних этажах принадлежащего фонду палаццо Ка Корнер делла Регина огромную иммерсивную инсталляцию, преобразив роскошный, пусть и несколько обветшалый дворец XVIII века в заброшенный ломбард. Даже при входе вместо элегантной вывески «Fondazione Prada», проект Кристофа Бюхеля «Monte di Pieta» (так называется инсталляция) вывешены постеры самого вульгарного дизайна, сообщающие о распродаже в ликвидируемом заведении «Королева заклада». 

Посетители, не совсем понимающие, туда ли они попали, приобретают билеты в затрапезной лавочке, где за прилавком с весами выставлены разнообразнейшие призовые кубки. Ощущение абсурда, возникающее от контраста ожидания от художественной выставки, спонсируемой одним из крупнейших модных домов, и запыленного низкосортного барахла, постепенно трансформируется из бытового недоумения в интеллектуальное удовольствие — художник оставил нам немало кодов, погружающих в культурную традицию и напоминающих, что в 2024 году отмечается столетие сюрреализма. 

Продравшись сквозь наваленные стройматериалы, мы проходим через аукционный зал, заглядываем в часовню, поднимаемся в мезонин и оказываемся в череде уже откровенно театрализованных пространств, где соседствуют старинная мебель, оборудование для азартных игр, сантехника, стиральные машины, зеркала, дешевые репродукции и подлинные фрески. За залом, освещенным так, будто в нем только что либо записывали рилс, либо проводили пресс-конференцию, следует другой, где стоят шесть двухспальных кроватей и стоит стол с остатками трапезы на двенадцать персон и стульями только с одной стороны. «Тайная вечеря»! — радуется узнаванию наш мозг и пытается сообразить, что, собственно, хотят нам сказать.

Фотограф: Marco Cappelletti
Источник: Fondazione Prada

Следующее помещение с гудящими серверами, в котором опознается криптоферма, подтверждает догадку, что сквозная линия — все-таки деньги и понятие ценности. Разложенные  на простыне сумки, мимо которых мы проходили на лестничной площадке, — подделки, ожидаемые в таком антураже, или настоящие, брендовые? Вспоминаем, что в одной из комнат на стене висела репродукция картины «Спаситель мира», проданной в 2017 году на аукционе за баснословные 400 миллионов долларов как подлинник Леонардо, но потом признанной экспертами работой, которой великий мастер «только способствовал» — и, естественно, близко не стоящей таких денег.  

Часть парадного этажа занимает комната, в которой будто бы трудятся историки искусства — те самые эксперты, от которых, в конечном счете, зависит цена произведения. На письменных столах и в шкафах разложены и расставлены научные труды, справочники и документы, а также, собственно, произведения искусства. Среди них обнаруживается подлинник Тициана, одолженный у галереи Уфицци портрет Катерины Корнаро, представительницы семейства, которому принадлежал дворец. На уголке стола стоит ящик с металлическими предметами, в которых с ужасом опознаются ножные кандалы. Изображения закованных африканских рабов напоминают о самом чудовищном источнике богатства блистательной Венеции — работорговле. 

Фотограф: Marco Cappelletti
Источник: Fondazione Prada

За самой упорядоченной комнатой, где на стеллажах лежат архивные долговые книги, в которых записано, кто, что и за сколько заложил в каждом из годов XVII и XVIII века, следуют залы, полные самых обыденных современных предметов, которые наши современники могли оставить в залог в момент острой нужды хоть в небольшой сумме денег. Одежда, спортивный инвентарь, инвалидные кресла… Дворик старинного палаццо забит велосипедами — чем-то,  чего просто не может быть в Венеции. 

Мерцание между локально-конкретным — в Ка Корнаро когда-то работал благотворительный ломбард Монте ди Пьета — и общечеловеческим, бытовым и художественным заставляет прочувствовать до мурашек на коже связь всего со всем через деньги, «кровь» экономики в целом и рынка искусства в частности. 

Фотограф: Marco Cappelletti
Источник: Fondazione Prada

Ключевым экспонатом, показывающим одновременно условность и реальность ценности искусства, является чемодан с алмазами, выращенными в лаборатории из переработанных произведений самого Бюхеля. Начав с ранних рисунков, он последовательно превращает в алмазы все произведения, оставшиеся в его собственности. Процесс, очень недешёвый, осуществляет швейцарская фирма ALGORDANZA AG. Алмаз можно синтезировать из любых углеродов, но самая востребованная услуга этой компании — изготовление алмазов из человеческого праха. Таким экстравагантным ходом Кристоф Бюхель закольцевал свое философское размышление о денежных отношениях, лежащих в основе жизни и искусства. 

Миучча Прада, сделавшая ставку на анти-моду и ugly chick, много лет доверяющая постановку своих показов бюро Рема Колхаса OMA, решилась отдать прекрасное венецианское палаццо под проект, подробно и почти занудно обличающий капитализм – и не просчиталась. Её портрет, кстати, внимательный зритель может обнаружить в раскрытом журнале на столике “консьержки” у выхода во дворик. А портрет Джорджи Мелони, крайне правой премьер-министра Италии, находится у входа в туалет, причем в перевернутом виде. Прогрессивный истеблишмент, как мы знаем, любит поиграть в субверсию.

Фотограф: Marco Cappelletti
Источник: Fondazione Prada

ST.ART на каждый день: внеочередные материалы и заметки из сферы культуры — в телеграм канале журнала.

Share
Share