Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Артерии современного искусства

текст: Азенс Анна

“Живое посредничество между художниками и публикой по сбыту произведений искусства и исполнению всевозможных художественных работ”. Именно такие цели когда-то ставило для себя художественное бюро Надежды Добычиной – галеристки, которая первой представила публике «Черный квадрат» Малевича на легендарной выставке «0,10», а также открыла публике большинство будущих классиков авангардных течений начала XX века. Ее часто критиковали за выбор экспонатов, но она никогда не шла на поводу у публики, считая самым важным – ухватить за хвост дух времени. Прошло 110 лет с даты открытия первой выставки в бюро Добычиной, а цели и проблемы передовых институций современного нам искусства, кажется, совсем не изменились: публика не всегда готова принять работы, пресса критикует, а рука государства очень видима.

Проект «Шёпотом» | ZAMAN
Проект “Шёпотом” ZAMAN

Нижний Новгород-Уфа-Пермь – это меридиан современного искусства России, на котором арт-жизнь кипит живее всего. Не зря представители арт-мира из этих городов стали призерами в трех номинациях премии COSMOSCOW-2023. Мы поговорили с руководителем музея ZAMAN Алией Ахмадуллиной, с директором музея PERMM Наилей Аллахвердиевой, а также художником и руководителем студии «Тихая» Артёмом Филатовым, – чтобы выяснить, как выстраивают свою работу институция, музей и художник года, и чему нам всем следует у них поучиться, чтобы не быть сброшенными с корабля прогресса в океан музейной пыли.

Музей современного искусства ZAMAN (Уфа), получивший звание «Институции года», сейчас работает в формате «музея без стен» – стенами он должен обрасти по планам к 2027 году (что, помимо прочего, говорит об отличном горизонте планирования команды ZAMANа). “Нами в первую очередь движет интерес к исследованию и актуализации локальной художественной идентичности”, – поясняет руководительница музея Алия Ахмадуллина. Сейчас коллектив устраивает множество выставок художников из Башкортостана, а также соседних регионов Поволжья и Урала, открывая новые имена и переосмысливая локальный культурно-исторический контекст. На нескольких площадках команда музея организует выставки современных художников: так, совсем недавно свои выставки представили Алиса Горшенина, Ринат Волигамси и Евгения Мальцева. Параллельно команда ZAMANа реализует публичную программу, которая работает в формате лабораторий, лектория, мастер-классов и экскурсий по городу. «Рассекретная лаборатория» — это амбициозная и актуальная программа Посольства Музея современного искусства ZAMAN, которая ставит своей целью разобраться в секретах прошлого с помощью художественных и других исследовательских методов. Ее задача – подсветить в нашем опыте то, что сейчас почти невидимо на фоне возникающего единого нарратива о прошлом. Руководство ZAMAN видит секрет своего успеха в долгосрочной исследовательской деятельности и выстраивании прочных связей с соседними регионами.

Открытие выставки INDEX | ZAMAN
ZAMAN, Фотография с открытия выставки INDEX: ЛАБОРАТОРИЯ/РЕТРАНСЛЯЦИЯ, фотограф Камил Кутушев

Немного иной подход демонстрирует директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева (Пермь), называя ключевым фактором успешности музея собственные амбиции. Действительно, многие истории успеха в музейном мире связаны с именами конкретных людей. Стоит лишь вспомнить, сколько для Пушкинского музея сделала Ирина Антонова и как Джеймс Брэдберн вдохнул в Пинакотеку Брера новую жизнь. Музей давно перестал быть просто сокровищницей ценностей: современный музей – это, в первую очередь, пространство для диалога и образования. Вплоть до пылких дискуссий и даже тотального неприятия – ведь именно это и свидетельствует о его жизни и важности как института для общества. Наиля Аллахвердиева рассказывает, как формировался подход самого PERMM: “Мы стараемся объяснять сложные проекты и работать с непониманием публики, но, во-первых, обычно негативные реакции точечны, а во-вторых, каждые два-три месяца в музее полностью меняются выставки – и, соответственно, неприятие одного проекта часто сменяется полным приятием другого».

Выставка в музее PERMM «Его глаза никогда не выражали ненависти»
Выставка в музее PERMM “Его глаза никогда не выражали ненависти”

Впрочем иногда, по признанию Наили, аудитория удивляет команду PERMM не меньше: “Мы проводили первую большую выставку минимализма в музее – «Начала» Андрея Красулина, классика русского и советского искусства, и я рассчитывала на тотальный зрительский успех, – казалось бы, какой материал может быть понятнее и проще? А публика просто оцепенела, не было ни негативных, ни позитивных реакций: потому что опыта восприятия абстрактного искусства у аудитории в Перми практически не было”. Это стало большим вызовом для PERMM, повлекшим за собой перестройку экскурсионных форматов и проработку искусствоведческих акцентов. Вероятно, именно такой комплексный подход к работе с выставками и оценило жюри ярмарки COSMOSCOW, ведь для современного музея жизненно важно реагировать и влиять на свою аудиторию, учась на собственных ошибках.

Выставка в музее PERMM «Предметы гордости и стыда»
Выставка в музее PERMM “Предметы гордости и стыда”

В арт-среде все со всеми связаны, и это далеко не всегда можно считать минусом. Победитель номинации «Художник года» Артём Филатов (Нижний Новгород) в 2020 году был приглашенным участником резиденции от музея PERMM, это было удачное и яркое сотрудничество, ведь резиденция была посвящена работе с городским пространством, а проекты Артёма часто тесно связаны с тканью города – как физически, так и идейно. Рассуждениями о “доме” и “своем месте” пропитаны многие проекты художника, стоит лишь вспомнить фестиваль уличного искусства «Новый Город: Древний» (2014-2016) и выставку «Обратно домой» (2017) в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции. Другим важным проектом художника стала его совместная работа с художником Алексеем Корси: «Сад им.» – проект, воплощенный в нижегородском крематории, который состоит из сада и кажущегося бесконечным хорала. Существующий, казалось бы, вне зрителя, «Сад им.» стал в то же время местом памяти для многих горожан. 

Проект «Сад им» | Алексей Корси, Артём Филатов
Алексей Корси, Артём Филатов. Проект “Сад им.” Нижегородский крематорий. Нижний Новгород. 2019. Фото: Илья Вершинин

Сотрудничество и кооперация – важные составляющие экосистемы современного искусства, мировая практика показывает, что без «диалога» на всех уровнях в этой сфере вряд ли получится чего-то добиться. Артём эту гипотезу подтверждает на практике: за всю свою карьеру он провел лишь одну персональную выставку и всегда был убежден, что потенциал кроется именно в групповых проектах. Сложно с этим не согласиться – ведь сейчас Артём является одним из самых востребованных художников России. 

По его словам, именно из потребности в сотворчестве и месте, где тебя окружают единомышленники, и выросла студия «Тихая», в которой Артём исполняет непростую роль руководителя. Изначально, впрочем, студия не задумывалась как некая отдельная институция – это был просто коворкинг для знакомых художников, удовлетворявший утилитарные потребности в инструментах и отдельном месте для работы. Постепенно разрастаясь, складывающийся креативный кластер все больше начинал интересовать окружающих – от журналистов до обычных прохожих, которые то и дело стали заходить в гости к художникам. С учащением подобных случаев резиденты студии решили откликнуться на запрос аудитории и начали проводить экскурсии, выставки, а позже даже открыли хранение с работами, чтобы коллекционеры могли приобрести понравившуюся работу. Секрет успеха “Тихой”, по словам Артема, кроется в создании уникальной экосистемы, в которой нуждались художники и которую удалось развить до той степени, когда она стала необходима уже и зрителям.

Проект «Пустой дом» | Владимир Чернышев, Артем Филатов
Владимир Чернышев, Артем Филатов. Пустой дом. 2014. Вид инсталляции в экспозиции выставки «Время мечтать», основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства, Музей Москвы, Москва. Фото: Владимир Чернышев

Как кажется, для всех героев, формирующих облик современной российской арт-среды, характерно схожее видение: все они стараются развивать в своих проектах в первую очередь горизонтальные связи, работать с локальной историей и давать позитивную для зрителя ответную реакцию. Развитие системы креативных «третьих мест» в каждом городе может казаться не такой очевидной необходимостью, но именно там рождаются идеи и события, которые становятся культовыми. 

Share