Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Ювелирное искусство. Дина Насырова и ювелирный бренд Ilgiz F

Директор ювелирного бренда Ilgiz F Дина Насырова рассказала ST.ART о бизнесе, инвестициях, ценах на ювелирные произведения, пути становления ювелира и тенденциях развития рынка.

Дина Насырова

Вы являетесь вице-президентом и одним из основателей Международной ювелирной выставки-конгресса J-1. Какова главная миссия J-1? 

У нас было несколько целей. Первая и главная – это сделать новую, современную, продвинутую площадку для российского (и не только) ювелирного сообщества. И чтобы это была не только выставка, но и образовательный конгресс, на котором все могли послушать профессионалов своего дела. Программу конгресса можно разделить на четыре основных составляющих: 

1) ювелирный бизнес – это диалоги с представителями власти, разработчиками профессиональных систем ведения бизнеса и специалистами сферы маркетинга и менеджмента; 

2) ювелирный дизайн и искусство – это встречи с мэтрами и представителями аукционных домов, обсуждения пути от ювелирного дизайна до готовой работы и многое другое; 

3) ювелирное образование через взаимосвязь учебных заведений и производств,  развитие практических навыков, необходимых образовательным учреждениям, постдипломное образование и т.п.;

4) наконец, ювелирные технологии – тут и лайфхаки от профессионалов, и практические мастер-классы, и даже международные включения с известными ювелирами. 

Эти четыре направления – это столпы, на которых сейчас держится вся ювелирная индустрия. 

Моей особой гордостью был  конкурс проектов среди молодежи. Таким образом, “J1” состояла из трёх основных направлений: выставки, конгресса и конкурса. К сожалению, сейчас проект временно заморожен.

Колье «Сороки» | Ilgiz F
Колье “Сороки”. Золото 750 пробы. Горячая ювелирная эмаль. Бриллианты. Сапфиры. Рубины. 8 650 000 руб

Ведь что такое ювелирное изделие? Это совокупность: идеи, мастерства и материалов: тут все должно идеально совпасть. В 90% случаев идея и мастерство – это разные люди!

Какие вызовы для ювелирного искусства вы можете назвать в 2023 году? 

Главный вызов не только для ювелирного искусства, но и для ювелирной индустрии в России в целом – это вообще выжить на рынке. У нас самый жесткий контроль со стороны государства. И это, к сожалению, очень тормозит развитие данного сегмента. Нигде в мире так не контролируют ювелиров: это и пробирный надзор, и маркировка, и финмониторинг, еще и плательщиками НДС нас сделали с этого года… Ну, и в целом ювелирное искусство – одно из самых дорогостоящих в производстве. И постоянный рост цен на золото и камни порой заставляет “оптимизировать” авторскую идею.

В одном из своих интервью вы сказали, что ювелирное искусство – это такое же штучное и уникальное искусство, как живопись или скульптура. Для последних по всему миру имеется множество музеев, где представлены не только классические, но и современные произведения. Как вы считаете, почему так мало музеев современного ювелирного искусства? 

Их не просто мало, их практически нет. В лучшем случае есть специальный отдел в музее. Само понятие “современного ювелирного искусства” пока, кажется, не сложилось в общественном сознании. В этом сегменте нет рынка. Ведь что такое ювелирное изделие? Это совокупность: идеи, мастерства и материалов: тут все должно идеально совпасть. В 90% случаев идея и мастерство – это разные люди! Дизайн придумывают одни, а производят – другие. Большая удача, если эти люди найдут друг друга. Совсем бинго, если они сочетаются в одном человеке – тогда ему остается только приобрести материалы! Именно из-за малого количества таких людей и не формируется рынок, плюс повсеместное доминирование брендов. Но это не значит, что у нас нет таких художников. Свою миссию я, в том числе, вижу в привлечении внимания к этим уникальным людям со стороны как общества, так и государства.

Галерея Ilgiz F стала первой в России галереей современного ювелирного искусства?

Да, это так. Я думаю, не только в России, но и в большинстве стран мира. Обычно ювелирное искусство выставляется в салонах и магазинах, лишь иногда встречаются разовые выставки в сотрудничестве с галереями.

Кольцо «Репейник с рубеллитом» | Ilgiz F
Кольцо “Репейник”. Золото 750 пробы. Горячая ювелирная эмаль. Рубины. Рубеллит. 2 350 000 руб

Бренд Ilgiz F производит уникальные украшения и занимается исследованиями в области дизайна и использования материалов. Как происходит поиск ювелиров, способных выполнить изделия подобной сложности?

В нашем случае это было редкое везение. Художник, ювелир и бренд объединились в одном лице – Ильгиза Фазулзянова. Он сам является высококлассным мастером и постоянно находится в поиске новых образов и техник. Уникальный случай – тридцать лет в профессии и постоянная готовность учиться и экспериментировать. Поэтому мы ищем хорошие руки – да, но потом Ильгиз доводит их до нужного ему уровня мастерства. Он никогда не ленится учить ребят. Поэтому у нас есть команда, с которой Ильгизу легко воплощать свои идеи.

Расскажите немного о пути становления ювелира. Скажем, человек получил специальное образование, имеет навыки и небольшое портфолио. Как получить признание молодому специалисту? 

Это сейчас для всех больной вопрос. В идеале – через выставки и конкурсы. Но сейчас для молодежи почти нет проектов в Москве. К тому же из-за дороговизны материалов оплачивать свое участие в выставках становится очень сложно. Поэтому на рынке выживают только самые упрямые, в хорошем смысле. Конечно, нужно участвовать в конкурсах. Но в России без J1 конкурсов нет, а за рубежом мы под санкциями – можно отправлять только эскизы. Инстаграм (прим. продукт компании Meta, признанной экстремистской в России) запрещен. Остаётся только старая добрая рекомендация, увы!

Каково соотношение мужчин и женщин в ювелирном деле?

Еще 10 лет назад это была, в массе своей, мужская профессия. Сейчас же, думаю, ювелиров-женщин порядка 70%. В специализированных ВУЗах вообще на 10 девочек обучается 1 мальчик, в лучшем случае.

Женщина-ювелир не создаст изделие, которое сама не наденет, поэтому “женские” работы продаются и носятся гораздо легче многих “мужских”.

Серьги «Ирисы синие» | Ilgiz F
Серьги “Ирисы”. Золото 750 пробы. Горячая ювелирная эмаль. 2 156 000 руб

Имеются ли какие-то преимущества у ювелиров-женщин по сравнению с ювелирами-мужчинами? 

Главное преимущество – в том, что женщины знают, как они  хотят выглядеть и что носить. Для мужчин же каждое ювелирное изделие становится вызовом самому себе: сделать сложнее, точнее, легче (по весу) и т.д. Женщина-ювелир не создаст изделие, которое сама не наденет, поэтому “женские” работы продаются и носятся гораздо легче многих “мужских”. Это, безусловно, относится не ко всем мужчинам-ювелирам, но к большинству вполне. И я имею в виду не мастеров, которые работают на заказ – они как раз-таки имеют больше опыта общения с заказчицами, – скорее ребят, которые открывают свои бренды. 

Что нужно сделать и какими ресурсами обладать, чтобы открыть свой собственный ювелирный дом? 

Сумасбродством (смеётся) и очень большими деньгами. Еще раз повторюсь: ювелирный дом одного имени – это дизайн, производство, позиционирование и продажи. Помножьте все это на отсутствие профессионального менеджмента в нашей сфере и тотальный контроль со стороны государства. Ну как, не передумали еще? 

Правильно ли я понимаю, что цена на ювелирные изделия формируется из имени бренда, потраченного времени мастера, стоимости использованных камней и драгметаллов, а также сложности композиции?  

Абсолютно верно. Только я бы изменила последовательность: в первую очередь на нее влияет металл, камни и работа (в зависимости от сложности идеи), а уже затем – имя мастера или бренда и места продажи.

Колье «Зимний лес» | Ilgiz F
Колье “Зимний лес”. Золото 750 пробы. Горячая ювелирная эмаль. Бриллианты. Аквамарины. 6 120 000 руб

Многие ювелирные дома открыто указывают цены на свои произведения. Но для того, чтобы узнать стоимость украшений от Ilgiz F, мне необходимо сделать запрос на сайте. Можете ли вы назвать хотя бы общий порог цен на изделия бренда для наших читателей?

На самом деле, здесь нет никакого секрета. Такой алгоритм мы выбрали со временем, так как объявление цены в нашем случае всегда вызывает определенные вопросы – поэтому это лучше делать в диалоге с клиентом. Цены на изделия в нашей галерее в среднем стартуют от 150 000 рублей и выше (в зависимости от стоимости камней). Средний чек – от 1-го до 3-х миллионов рублей.

Какие самые дорогие и редкие произведения бренда вы могли бы назвать?

Это очень сложно, так как практически все работы Ильгиза выполнены в одном экземпляре. Но, безусловно, самые особенные его работы входят в каталог выставки в Оружейной палате Московского Кремля. Их осталось совсем немного и все они абсолютные шедевры. Кроме этого, есть уже проданные работы, победители всемирных конкурсов. Правда очень сложно выделить самые-самые: они все самобытны, уникальны, со своей философией…

Брошь «Горлицы» | Ilgiz F

Можно ли рассматривать ювелирное искусство как площадку для инвестиций? 

Сложный вопрос. Инвестиции –это вложение средств с целью их сохранения и/или приумножения. Покупая предмет ювелирного искусства – задайтесь вопросом: как, где и кому вы его будете продавать дальше.

Опять же, у нас нет рынка ювелирного искусства, нет вторичного рынка и почти нет дилеров. Единственный существующий сейчас путь – это аукционные дома. Но для них важен провенанс работы: важно имя художника, его профессиональная репутация, рекомендации, заслуги, клиенты и т.д. и т.п. Другое дело – камни. Но и тут надо понимать, куда вы их потом денете. Мой совет –  вкладывайте в изделия с цветными камнями (турмалины, аметисты, опалы и т.д.). Их всегда проще купить и продать.

Расскажите о причинах, по которым могут дорожать ювелирные произведения.

Во-первых, могут подорожать сами материалы. Во-вторых, при росте реноме художника/мастера/бренда: если есть активное развитие (выставки, победы на конкурсах, именитые клиенты) – то это не может не влиять на цену изделий. Работа, сделанная в подвале пусть даже хорошим мастером, и работа такого художника, как Ильгиз, будет стоить по-разному. И с годами эта разница будет только расти.

Подвеска «Снегири» | Ilgiz F
Подвеска “Снегири”. Золото 750 пробы. Горячая ювелирная эмаль. Бриллианты. Сапфиры. 4 250 000 руб

Инвестиции – это вложение средств с целью их сохранения и/или приумножения. Покупая предмет ювелирного искусства – задайтесь вопросом: как, где и кому вы его будете продавать дальше.

Есть ли перспективы у рынка инвестиций в ювелирное искусство?

Надеюсь, что да. Но в долгосрочной перспективе.

Как вы считаете, растет ли число людей, которые воспринимают предметы ювелирного искусства именно как искусство, а не как нечто утилитарное? Что этому способствует?

Я рада заявить, что уже многие перешли от простых ювелирных изделий к ювелирным произведениям. И, например, в случае клиентов нашей компании, уже сформировался осмысленный переход от ювелирных произведений к предметам ювелирного искусства, что не может не радовать. В первую очередь это связано с желанием людей иметь что-то аутентично личное – предмет, который отражал бы его персональные качеств, украшая этого человека и отличая его от окружающих. На самом деле, это нормальный цикл, который проходят все люди, доход которых позволяет рассматривать покупки такого уровня. Сначала они покупают люксовые бренды – это модно, понятно, статусно. Но со временем приходит желание отделиться от толпы – и это прекрасно. Для меня каждый клиент – это индивидуальность, и я горжусь тем, что могу подобрать абсолютно органичную вещь для любого человека, приходящего в этот мир прекрасного, и к тому же носимого вида искусства.


Интервью: Майя Лунгул

Share