Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Suspended

Проект арабского художника Абдуллы аль-Отмана о памяти места и ходе истории, развернувшийся в сердце старого города.

«Suspended» | Абдулла Аль-Отман

В художественной практике поэта и концептуального художника Абдуллы аль-Отмана зарождающиеся импульсы перерастают в полноценные мультимедийные работы, объединяющие в себе текст, видео, публичные выступления и инсталляции. Его произведения часто принимают форму исследований разнообразных и трудноуловимых концепций опыта человеческого бытия. Среди них – вера, звук, ощущение ветра над пустынными дюнами и невидимые раны от “пыток шумом”; их трудно ощутить или познать посредством обыденных методов восприятия и представления. Вдумчиво исследуя идеи, пространства и сущности, вытесненные на задворки общества, аль-Отман извлекает на свет малоизвестные или заброшенные повествования и помещает их в фокус массового сознания.

Так, однажды утром жители небольшого квартала из древнего города Джидда проснулись от гомона детворы. Те собрались вокруг продавца нута и наперебой расспрашивали его, «куда же пропал дом дяди Хунджи». Ответственным за «пропажу» оказался аль-Отман, а точнее его перформанс под названием “Подвешенное состояние” в старинном районе аль-Балад. 

В этой работе Абдулла вторгается в пространство Рибат аль-Хунджи аль-Кабир  — заброшенного здания XIX века, с тем чтобы вновь привлечь внимание публики к впечатляющему архитектурному стилю строения. Художник покрывает всё здание фольгой, создавая символический акцент на его «замороженном» состоянии. 

Данный перфоманс порождает дискуссию о том, насколько самобытный город способен сохранить свои социальные и гражданские функции перед лицом все усиливающегося метрополизма. То, что делает в этом проекте аль-Отман, можно сравнить с операцией по установке катетера в качестве альтернативного пути снабжения кровью человеческого сердца. «Катетер» в данном проекте не обязательно осязаем, важнее то, что он приносит с собой оживление памяти и твердую веру в уникальность этого места. По сути, автор конструирует альтернативную память, путем сокрытия целого здания и вживления на его месте в гармоничном пространстве старого района совершенно инородного тела, обернутого блестящей фольгой. Автор акцентирует важнейшие характеристики фольги как материала: ее высокую устойчивость к изменениям во внешней среде и способность к сохранению объектов, — однако выходит за рамки нейтральности, чтобы вызвать удивление и шок зрителя. Способность фольги к отражению превращает её в своеобразное зеркало, через которое тот начинает диалог с самим собой. Подобное использование отражений отсылает нас к понятию «театра теней» — древнего изобразительного жанра, в котором для повествования использовались различные объекты окружающего пространства. “Подвешенное состояние” —  это обновленный театр теней, с новыми инструментами и в новом контексте. 

Здание, или дом, — это всегда нечто большее, чем просто наследие; оно хранит в себе историю семьи, поддерживает связь его обитателей с их историческими корнями, оно вписано в исторический процесс и вплетено в социальную ткань прошлого и настоящего. И, несмотря на то, что данный проект аль-Отмана допускает множество интерпретаций, его исполнение в общественном пространстве возвращает нас не только к идее театра теней, но и к идее муаллаки. Муаллаками (араб. معلقة, букв. «привешенная, нанизанная») в арабоязычном мире называют собрание из семи знаменитейших касыд, или стихов, доисламской Аравии, которые, по легенде, были так прекрасны, что удостоились быть вывешенными на стенах Каабы. Собрание муаллак начинается с воспоминаний о разрушенных стоянках и былых временах, по внешней же форме их можно уподобить занавесям, покрывающим своеобразный «древний дом» всей арабской цивилизации. Перфоманс аль-Отмана метафорично ставит нас перед новым театром теней и новой муаллакой. 

Главным условием для подобного художественного испытания, при котором устанавливается контакт между зрителями и пространством, становится эффект неожиданности. Из когнитивной психологии известно, что мозг живет воспоминаниями. Деконструкция обернутого в фольгу Рибат аль-Хунджи аль-Кабир, отражающего все вокруг, кроме самого себя, вызывает в воображении местного жителя первоначальный, знакомый ему образ здания. Этот образ тогда вынужден начать диалог или даже противоборство с его нынешней измененной формой, рожденной как осознание тех противоречий, что неизбежно возникают при социальных и экономических преобразованиях, фундаментально меняющих общественное пространство. Можно сказать, что весь этот перфоманс — это попытка вызвать воспоминания о былом через всплеск различных гормонов. 

«Suspended» | Абдулла Аль-Отман

С другой стороны, данный проект ставит вопрос о сути архитектурной формы. Что под ней понимается? И почему она так важна в наше время? Несмотря на принципиальное значение формы для геометрии и архитектуры, она редко становится предметом для дискуссии. Перфоманс, в котором автор оборачивает фольгой старое здание в центре старого квартала, реализует идею формы, чуждой городу и его пространству. “Подвешенное состояние” ставит вопросы о природе идеального не только посредством привычных эстетических и технических средств, но и через использование социально-политических аспектов художественного выражения. Работы аль-Отмана находят параллели в современном понимании микроклиматического урбанизма, при котором архитектурное пространство организуется в гармонии с окружающим его миром, как например в так называемой «солнечной архитектуре». 

Наконец, что насчет архитектурной морфологии? На самом деле, обсуждение данного перфоманса возвращает дискурс к идее присутствия предметов искусства в общественных пространствах. Аль-Отман выводит свое творчество за пределы галерей, музеев и других традиционных выставочных площадок, исследуя возможности реконструкции прошлого отдельной социальной группы посредством коллективного повседневного опыта. Главный вопрос состоит в том, может ли сообщество людей играть важную роль во время социальных изменений? Способно ли оно истолковать промежуточные периоды между прошлым и будущим? Наше существование привязано к четко определенным, ограниченным пространствам, которые формируют нас подобно лекалу или, если угодно, материнскому лону. Кроме того, прошлое способно оживать через звуки и образы, хранящиеся в человеческой памяти. Здания и города так же, как люди, имеют свою собственную историю и проходят через свои собственные трансформации. Разрушение города равнозначно уничтожению источника жизни, однако именно оно заставляет пробуждаться наши воспоминания. 

Оборачивая здание фольгой, аль-Отман стремился заявить об абсурдности самой мысли о том, что цикл изменений можно когда-либо остановить, ведь как гласит старая поговорка, перемены – это единственная постоянная вещь в жизни. Солнце вновь встанет над древней Джиддой, его лучи будут повсюду отражаться от фольги, вдохновляя людей на новые свершения и даря им яркие эмоции. А творческий пыл все так же будет двигать дальнейшее изучение малоизведанных сфер общественной жизни в нашем вечном поиске осязаемого посреди иррациональной сферы общественных феноменов.

«Suspended» | Абдулла Аль-Отман
Share