Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Деньги в мире искусства.Ч.2. Что выбирают коллекционеры

Образ коллекционера современного искусства зачастую понимается неверно. В СМИ под ним обычно понимается фигура из некой элиты, которая легко ассоциируется со спекуляциями или финансовой выгодой. Это связано с тем, что общественное внимание приковано по большей части к небольшому числу так называемых “мегаколлекционеров”. 

Чего только стоит недавно прогремевший скандал с российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым, который подал в суд на Sotheby’s за предположительный сговор с швейцарским арт-дилером Ивом Бувье, который, по его утверждениям, завысил цены на 38 произведений в общей сложности на сумму $1 млрд. 

Экономическое влияние на арт-рынке подобных крупных коллекционеров наиболее заметно и измеримо, однако такие фигуры из сферы коллекционирования, как Рыболовлев или Ландау, ни в коей мере не могут считаться репрезентативными. Коллекционирование произведений искусства — отнюдь не новое занятие. При этом с каждым годом количество людей, готовых коллекционировать и  систематизировать предметы искусства, только растет.

Так что же предпочитает этот никем не представленный, слабо охарактеризованный и постоянно растущий класс коллекционеров?

Онлайн-платформа Artsy провела интересный опрос касательно техник и жанров, наиболее и наименее “любимых” коллекционерами, без привязки к сумме покупки. Как оказалось, подавляющее большинство опрошенных коллекционеров ожидаемо признаются, что предпочитают покупать живопись. Ярмарочные стенды галерей по всему миру в большинстве своем увешаны именно живописными картинами, продажи работ в данной технике доходят до 80% от общей доли. Оставшиеся же 20% между собой делят тиражное искусство, скульптуры, керамика, фотография и графика. 

Рисунок 2. Данные опроса о жанровых предпочтениях при покупке предметов искусства
(Источник: https://www.artsy.net)

Если говорить о строго жанровых предпочтениях, то у зарубежных коллекционеров наиболее востребованным оказалось абстрактное искусство —  50% респондентов выбирают к покупке именно его. Хотя, вероятнее всего, многое зависит и от формулировки пунктов опроса: поскольку примерно такую же долю в симпатиях опрошенных людей занимают фигуративные произведения (34% и 22% голосов, отданных за экспрессионистские и реалистичные фигуративные работы). Примерно по 15% от общего количества голосов было отдано за такие направления, как сюрреализм, пейзаж, концептуальное искусство, минимализм и стрит-арт. Наконец, нео-течения абстрактного экспрессионизма и интригующий пункт “иное” получили по 12% голосов.

Такие данные частично подтверждает в интервью о собственном опыте продаж основатель и руководитель галереи 11.12 GALLERY Александр Шаров: 

— Все наши продажи можно разделить на две большие категории: продажи с выставок в галерее и продажи с арт-ярмарок. Основная доля продаж по результатам выставочной активности и обыденной работы галереи приходится на живопись (75-80%), еще около 15% занимают продажи арт-объектов и скульптуры и только около 5% приходится на графику. При этом в живописи коллекционеры чаще всего ищут сюжетные и смысловые работы — таких у нас до 80%, тогда как на абстракцию приходится лишь 20% — она, увы, продается нечасто. Продажи с ярмарок стабильно показывают немного иной баланс: живописные работы занимают 60% от всего объема продаж, оставшиеся  40% — арт-объекты и скульптура. 

Анна Селина. “Игра”, 2022
(Изображение предоставлено галереей 11.12)

— Например, — Александр указывает на фото картины “Игра”, — эта работа была выбрана в качестве подарка на день рождения детьми из коллекционирующей семьи. Подспудный смысл произведения довольно глубок: есть ли смысл каждый раз стремиться создать шедевр или, быть может, достаточно просто отдаться во власть эмоций, воспринимая искусство как игру?

Материал: Майя Лунгул

Share