Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Как художникам выстраивать коммуникацию с галереями?

Выставка – желанное событие почти для каждого художника, путь к которому, однако, может занять многие годы. В академиях и училищах не учат, как приблизить заветный день открытия собственного выставочного проекта, поэтому мы решили поговорить с работниками галерей напрямую. В этом материале вы найдете советы, которые помогут упростить коммуникацию с институциями, или просто помогут понять, почему до этого вам не всегда приходили ответные письма от галерей.

NAMEGALLERY
Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная 2.

Как лучше всего общаться с галереей в первый раз? Что должен рассказать и предложить художник?
Хочу начать с того, что я не претендую на особенную экспертность в этих вопросах, но думаю, что мой опыт работы в NAMEGALLERY может оказаться кому-то полезен. Начать взаимодействовать с уже довольно известной галереей, к сожалению, не так просто. В России еще не так хорошо развит арт-бизнес, галерей не так много, как художников. За последнее время ситуация сильно ухудшилась: многие галереи закрываются, часть коллекционеров уехали, появляются этические вопросы о возможности работы с музеями. У художников, таким образом, остается все меньше и меньше мест, где можно выставить свои работы. Тем не менее, для российского художника есть и плюсы: так как рынок еще не до конца сформирован, в нем легче занять видную позицию. 

Для начала, как мне кажется, художнику важно постараться наработать стартовое портфолио. Начать делать выставки в некоммерческих пространствах, участвовать в групповых проектах, максимально много общаться с другими художниками и смотреть на их стратегии для продвижения, вступить в объединение художников, всерьез подойти к оформлению своих социальных сетей и своего портфолио. По поему опыту, есть очень много открытых и классных молодых художников и кураторов, общение с которыми может помочь сделать первые шаги. 

Я работаю арт-менеджером в NAMEGALLERY и к нам практически невозможно попасть просто так. В год галерея показывает около 7 проектов, часть из которых изначально занята художниками, с которыми у нас есть контракт. Так как мест очень мало, чтобы попасть к нам, вас должен заметить и пригласить наш арт-директор. Для этого и нужно нарабатывать портфолио.  

Но есть и другой путь, более реальный и понятный. Галерея, как правило, имеет пул кураторов, с которыми она сотрудничает чаще всего. Таким образом, художнику лучше обращаться не напрямую в галерею, а посмотреть кураторов, с которыми галерея сотрудничала в последние годы и постараться показать им свои работы. Так, куратор с большей вероятностью вспомнит про вас, когда будет готовить собственный проект. 

Каким образом с вами точно не стоит связываться? Примеры самого неудачного взаимодействия.                                                                                                                                                   
Очень часто пытаются взять измором. Боюсь, что этот подход не работает с галереями и скорее только сильнее отталкивает от дальнейшего сотрудничества. Ресурсы галерей довольно сильно ограничены и при всем желании всех показать невозможно. 

Тем не менее, ненавязчивый нетворкинг — самый эффективный способ. Постарайтесь общаться с художниками и кураторами, чьи ценности вам близки, проводите OpenStudio, ходите на открытия выставок, разговаривайте с теми, кто уже добился того, к чему вы стремитесь.

Злата Павловская, арт-менеджер NAMEGALLERY

Галерея на Песчаной
Москва, ул. Новопесчаная, д. 23, к. 7.

Как лучше всего общаться с галереей в первый раз? Что должен рассказать и предложить художник?
Галерея на Песчаной Объединения «Выставочные залы Москвы» — это пространство для выставок, книжный магазин, зин-кафе «Тираж» и художественная студия «Арт Сокол».

Приоритетными направлениями выставочной деятельности галереи являются современное искусство, графический дизайн, иллюстрация, авторская книга, архитектура. Нам интересно поддерживать проекты начинающих художников и кураторов, студентов и выпускников творческих институций — Школы дизайна НИУ ВШЭ, Школы мультимедиа и фотографии имени Родченко, Архитектурной школы «МАРШ» и др.

Формирование выставочного плана проходит по результатам open call’а, который обычно проходит летом. Каждый желающий может отправить заявку, заполнив специальную форму, где помимо формальных данных необходимо прикрепить cv и портфолио. Правильно заполненная заявка — первое, на что обращает внимание куратор: если в ней пропущена важная информация, она заполнена некорректно, видно, что человек читал невнимательно, то до просмотра портфолио, скорее всего, дело даже не дойдет. Портфолио — самая важная составляющая, его куратор отсматривает очень внимательно: оценивает потенциал проекта, его концепцию, наполнение, теоретические обоснования. Художник должен четко представить свой проект, который он хочет реализовать в нашем выставочном пространстве. Бывает, что присылают портфолио из трех работ — с таким количеством материала работать невозможно. 

Важно отметить, что даже если у вас нет четкой концепции, но ваш проект замечательный и интересный, то куратор галереи поможет с подготовкой выставки, поместит ее в нужный контекст. 

В галерее также проходят фестивали, мастер-классы, лекции, кинопоказы и встречи, которые, как правило, организуются в рамках текущей выставки.

Каким образом с вами точно не стоит связываться? Примеры самого неудачного взаимодействия.
Иногда нам присылают проекты за две недели до предполагаемой даты открытия. Так не бывает! Выставочный план формируется на год вперед — то есть план на 2023 был сформирован еще в 2022. Подготовка выставки — длительный процесс, который занимает ни один месяц работы, к нему нужно подходить грамотно и осознанно, чтобы получить хороший результат в финале.

Анна Зиновьева, искусствовед, куратор Галереи на Песчаной

Share