Каждую пятницу мы ходим в гости к художникам

Наш телеграм

Деньги в мире искусства.Ч.5. Российские ярмарки современного искусства 

Cosmoscow

Главная российская ярмарка современного искусства Cosmoscow основана коллекционером и меценатом Маргаритой Пушкиной в 2010 году. До 2021 года в ней также принимали участие  европейские и азиатские галереи, но в последние два года среди участников наблюдаются только отечественные представители из разных городов России: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владивостока, Казани, Екатеринбурга, Воронежа. 

В 2023 году ярмарка прошла в павильоне “Форум” Центрального выставочного комплекса “Экспоцентр”, у подножья Москва-Сити. В общей сложности ярмарку посетили более 31 000 человек, что стало абсолютным рекордом за ее более чем 10-летнюю историю. 

Самый яркий и запоминающийся стенд ярмарки представила галерея Ruarts, по праву победившая в одноименной номинации “Лучший стенд – 2023”. Арт-директор галереи и фонда Ruarts Катрин Борисов в интервью для Cosmoscow упомянула метод тотальной инсталляции, который их команда использовала для максимального раскрытия диапазона своих выставляемых художников (Алексея Луки и Гриши). И, судя по расклеенным красным кружочкам на стенах стенда, такая стратегия себя оправдала и в финансовом плане: посетителями арт-ярмарки было приобретено множество графических работ Гриши в диапазоне цен от 45 тыс. до 60 тыс. рублей. Стоит отметить, что Cosmoscow также сопроводила победу в данной номинации приятным для Ruarts экономическим бонусом — а именно возможностью представляться на ярмарке бесплатно в следующем году.

Стенд галереи RuArts
(Фото предоставлено пресс-службой фонда Ruarts)

В целом, Cosmoscow-2023 продемонстрировала уверенные продажи. По данным организаторов, некоторые стенды были проданы целиком уже в первый день превью, в связи с чем была полностью заменена экспозиция. В общей сложности за время работы ярмарки было продано более 500 произведений современного искусства в ценовом диапазоне от 4 тыс. до 6 млн рублей. 

В топ самых дорогих произведений, проданных за дни проведения Cosmoscow-2023, вошли следующие работы: 

  • «Во чреве Кроноса» Эрнста Неизвестного за 6 000 000 рублей (галерея «Веллум»);
  • «Композиция» Евгения Михнова-Войтенко за 4 500 000 рублей от галереи pop/off/art;
  • «Человеческий проект. Эпизод #74» Керима Рагимова за 4 350 000 рублей (Marina Gisich Gallery);
  • «Медленный всадник» Игоря Скалецкого за 3 630 000 рублей (Alina Pinsky Gallery);
  • Работа из серии «Настоящее» Антона Конюхова за 2 070 000 рублей (PA Gallery);
  • «Caryatid_Supersonic PH_MPHKS» Алексея Морозова за 1 560 000 рублей (a-s-t-r-a gallery).

1703

Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 была инициирована ПАО Газпром в 2022 году. На данный момент она проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга в Центральном выставочном зале «Манеж». По словам основателей, проект нацелен на популяризацию современного искусства, развитие практики коллекционирования и объединение представителей художественного сообщества.

Организаторы отмечают, что в 2023 году в ярмарке приняло участие 36 галерей из разных городов России, включая одну иностранную — стамбульскую Ambidexter. Представители галерей отметили растущее количество посетителей ярмарки — их было свыше 15 тыс. человек. Кроме того, увеличение объемов продаж на ярмарке 2023 года стало важным показателем общего успеха ярмарки и стимулом для галерей вернуться на нее в следующем году.

(Фото предоставлено пресс-службой ярмарки 1703)

За шесть дней работы ярмарки 1703 — с учетом специального предпоказа для коллекционеров — галереи продали более 150 работ в ценовом диапазоне от 1 тыс. до 13,8 млн рублей. В топ самых дорогих произведений, приобретенных коллекционерами в ходе ярмарки, вошли следующие работы:

  • «На дне» Григория Майофиса (Marina Gisich Gallery, 2023);
  • «Лентикуляр из серии “Летний сад”» Ольги Тобрелутс (Pogodina Gallery, 2018);
  • Триптих «Тишина» Марианны Макаровой (2023 год).
(Фото предоставлено пресс-службой ярмарки 1703)

Исполнительный директор ярмарки 1703 Ангелина Карпухина  в интервью редакции ST.ART поделилась новостями об изменениях в проекте и его задачах: 

— Сейчас, на мой взгляд, задачи нашей ярмарки можно разделить на очень амбициозные и масштабные (вплоть до миссионерства и служения современному искусству), а также на более прикладные — наподобие знакомства с понятием символической стоимости и правилами арт-рынка. Обычно мы стараемся балансировать между этими двумя типами задач и в течении года регулярно проводим открытые лекции и дискуссии со знаковыми спикерами на важные темы, формируя сообщество коллекционеров вокруг проекта.

В этом году, в отличие от предыдущих сезонов, мы модифицировали внутреннюю структуру нашей ярмарки. В начале марта прошел опен-кол (прим. от англ. open-call), в ходе которого галереи, в зависимости от специфики своей деятельности, могли выбрать одну из четырех секций коммерческой части ярмарки: 

  • «Основу» — центральную секцию для галерей со своим пространством и постоянной выставочной деятельностью,
  • «Алгоритм» — секцию для галерей и платформ, которые работают с цифровым и генеративным искусством, 
  • «Проект» — секцию для художественных объединений, групп, платформ и галерей без постоянного пространства
  • или «Материал» — секцию для галерей, которые занимаются предметным дизайном.

— Мы надеемся, что такой шаг превратит знакомство с разными направлениями искусства для посетителей нашей ярмарки в увлекательный маршрут, — добавляет Ангелина.

Share