Арт-критик и постоянный гость биеннале и международных выставок Виктория Чевик поделилась с нами своими проницательными наблюдениями о главном музее современного искусства Турции.
текст: Виктория Чевик
«Бред и ужас Востока. Пыльная катастрофа Азии. Зелень только на знамени Пророка. Здесь ничего не растет, опричь усов. Черноглазая, зарастающая к вечеру трехдневной щетиной часть света… И этот повсеместно даже в городе летящий в морду песок, выкалывающий мир из глаз –– и на том спасибо. Повсеместный бетон, консистенции кизяка и цвета разрытой могилы. О, вся эта недальновидная сволочь – Корбюзье, Мондриан, Гропиус, изуродовавшая мир не хуже любого Люфтваффе! Снобизм? Но он лишь форма отчаяния», –– едко напишет Иосиф Бродский о своем путешествии в Стамбул в 1985 г.
Иронично, что влюбленный в западное искусство Бродский посетил Второй Рим всего за 2 года до того, как там прошла Первая международная выставка современного искусства –– в дальнейшем известная просто как «международная Стамбульская биеннале». Возможно, соверши он поездку в 1987-м и насладившись в приятной компании привычным ему концептуальным искусством, Бродский бы написал о Стамбуле что-то более лестное. Увы, мы этого уже никогда не узнаем.
Зато достоверно известно, что именно в 1987 году началась история одного из лучших мировых музеев современного искусства –– Istanbul Modern, –– когда организатор и спонсор выставки, доктор Неджат Ф. Эджзаджибаши загорелся идеей создать постоянный музей современного искусства в Стамбуле.
Реализовать задуманное у него получилось далеко не сразу: найти и получить одобрение правительства на подходящее для музея помещение удалось только во время проведения 8-й Стамбульской биеннале, в 2003 году. Первоначально им стало складское здание № 4 в райончике Каракёй, построенное как сухогрузный склад под руководством известного архитектора Седада Хакки Элдема во время реконструкции площади Топхане в 1957-1958 годах. Гигантское здание площадью 8000 м² было превращено в прекрасно по тем временам оборудованный музей, где Istanbul Modern и размещался на протяжении последующих 14 лет, пока не зашла речь о расширении музея и выходе его на качественно новый уровень. Как результат, музей временно переехал в изящный старинный особняк напротив Пера Палас, чтобы, наконец, в 2023 году триумфально вернуться в Каракёй (прим. район Стамбула), но уже в свое новое здание –– шедевр звездного архитектора Ренцо Пиано.
Открытие нового здания музея широко освещалось в мировой прессе. Дэвид Белчер из The New York Times рассказал об особенностях дизайна Ренцо Пиано, а также сделал упор на огромной коллекции турецкого современного искусства во владении музея. Арт-обозреватель La Repubblica Франческо Мерло пошел в комплиментах дальше, описав новое здание «как танец света и воды». Сам Ренцо в многочисленных интервью сравнивал здание с «летающим кораблем», а его председателя совета директоров и невестку основателя музея современного искусства в Стамбуле Ойю Эджзачибаши, «королевой не только Istanbul Modern, но и всего Стамбула».
Когда BBC News анонсировал съемки нового документального проекта «Внутри музеев», посвященного самым интересным музеям мира, никого не удивило, что в первом выпуске речь пошла именно про Стамбульский музей современного искусства. По сюжету, арт-критик Алистер Сук исследовал новое здание Istanbul Modern в компании его создателя Ренцо Пиано, отправляя зрителей в путешествие по истории турецкого искусства и интервьюируя художников, чьи работы были представлены на выставке-коллекции: Гюльсюн Карамустафу, Рефика Анадола и Инджи Эвинер.
В главном зале музея выставлен проект «Плавучий остров», посвященный развитию и трансформации турецкой художественной сцены с 1945 года по сегодняшний день. Выставка охватывает весь диапазон тем и материалов: от абстрактных полотен до соцреализма, от инсталляций до видео-арта. Плавучий остров, если верить геодезии, –– это некая критическая масса торфа, водорослей и тины, которая сплетается в плотный дрейфующий по водоему кусок квазисуши. Аналогичным образом Istanbul Modern переплетает в себе идеи, судьбы, формы и надежды современных художников Турции, оказывая эмпатичному зрителю –– редкой птице, добравшейся до этого «острова», –– свое щедрое гостеприимство.
Помимо зала с главной выставкой, в музее находятся: фотогалерея, залы для воркшопов, магазин с огромным выбором керамики, одежды, книг и сувениров; ресторан с потрясающим видом на Мраморное море, султанский дворец Топкапы и купол Святой Софии. А также самое трендовое пространство, завоевавшее расположение всего феминистического арт сообщества – Pop-up галерея. Дело в том, что пространство Pop-up в музее занимает выставка Фонда женщин-художниц, основанный Ойей Эджзаджибаши. Свежий необычный взгляд на повседневность женщин в Турции отражен в названии выставки : «Всегда были здесь».«Всегда были здесь» – это ответ на вопрос, поставленный историком искусств, писательницей и теоретиком феминизма Линдой Нохлин в её знаменитом эссе «Почему не было великих художниц?». Женщины всегда были в истории искусства Турции, начиная с Фахрельниссы Зейд, чье полотно почетно открывает ретроспективу в главном зале и заканчивая Ойей Эджзаджибаши, которая вкладывает огромные силы в сохранение турецкого современного искусства и развитие детища своей семьи – музея Istanbul Modern.